29 марта 2024

Как победить наркотики в условиях их агрессивной рекламы

09.02.2022

Навязчивая реклама различных наркотиков, "хромая" первичная профилактика и отсутствие реестра эффективно работающих реабилитационных центров - на очередном антинаркотическом молодежном форуме обсуждали ключевые позиции новой стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года. Как она изменит оказание реабилитационных услуг в регионе, разбирался "Берег".

В ЕДИНО СВЯЗКЕ

Борьба с распространением наркотиков и солей, несмотря на ощутимые результаты, остается одной из самых сложных проблем в стране. За последние десять лет число официально зарегистрированных наркопотребителей сократилось с 673 тыс. до 478 тыс. (в том числе несовершеннолетних с 7,9 тыс. до 5,1 тыс.); уровень наркопреступности снизился на 17%; из незаконного оборота изъято почти 18 тонн запрещенных препаратов. Но этого недостаточно: благодаря утвержденной антинаркотической стратегии, число смертей от наркотиков в России к 2030 году должно уменьшиться на 20%.

- Некоторые принципы прошлой государственной стратегии сегодня оказываются уже неприменимыми, потому как меняются не только виды наркотиков, но и каналы их сбыта. Преступники все чаще используют современные средства коммуникации, бесконтактные способы расчета. Значит, и профилактика должна меняться, - говорит основатель общественного движения "Вне зависимости", организатор форума Андрей Блонский. - Основное направление перемен - включение профилактических мероприятий в школьные образовательные программы.

"Хромая" первичная профилактика - бич времени, считают эксперты, работающие с зависимостями. Эффективность школьных классных часов, на которых учительница, слабо владеющая материалом, рассказывает о рисках употребления, давно приблизилась к нулю. В школы должны прийти специалисты, работающие "в поле", то есть непосредственно с целевой аудиторией. Нужно научиться работать и с теми ребятами, которые распространяют рекламу нарковеществ в интернете и наносят ее с помощью трафаретов на стены домов и асфальт. Прописано ужесточение ответственности за такую пропаганду.

Кроме того, новая стратегия подразумевает повышение эффективности межведомственного взаимодействия - спецслужб и правоохранительных органов, территориальных антинаркотических комиссий, специальных медицинских учреждений и организаций. Но вопрос создания единого реестра реабилитационных центров, также прописанный в новой антинаркотической стратегии, уже показал несогласованность сторон.

СОВЕСТЬ ИЛИ КОНТРОЛЬ?

- Вопрос о создании реестра реабилитационных центров поставлен перед нами неслучайно: правительство страны распорядилось эти центры проверить. В итоге у каждого ведомства оказался свой список: Минюст сообщил о шести ребцентрах, наркоконтроль предоставил для проверок около 30 центров, в том числе - найденных через интернет; Роспотребнадзор заявил, что вообще не сталкивался с организациями подобного типа. На деле - никакой консолидации, - пояснил Андрей Блонский. - Как они вообще проверяют? Специалисты могут приехать и увидеть на месте лишь дом, в котором наркопотребителям дали просто кров и отправили работать. Единого определения, что должен представлять собой реабилитационный центр, нет.

- Впрочем, в регионе, как и в стране, отдельные центры ранее прибегли к добровольной сертификации - но преференций, по сути, никаких, просто красивая бумажка за 2 миллиона рублей, которая регулирует систему оказания социальной, но не медицинской помощи. Реестр же должен стать гарантом качества всех услуг, - подчеркнул Блонский.

Представители ребцентров во время круглого стола детально остановились на вопросе выработки критериев оценки их эффективности, пояснив, что заняться этим должны люди, понимающие нюансы работы с наркопотребителями и ставящие во главу угла все-таки человека. Иначе структура, формирующая реестр ребцентров, рискует превратиться в карательный орган. Значит ли это, что закрывать или позволять работать регулятор станет по своему усмотрению?

- Я понимаю, что реестр эффективных реабилитационных центров даст людям уверенность, что они не просто так отдают свои средства на реабилитацию. Но, с другой стороны, это рискует превратиться в прибыльный бизнес на беде людей, - считает руководитель Центра помощи женщинам с зависимостями "Умиление" Наталья Алексеенкова. - Никто не сможет гарантированно сказать, что после прохождения успешной реабилитации в очень хорошо зарекомендовавшем

себя центре человек не попадет в зависимость снова. Я уверена, реабилитация станет официальным бизнесом для бизнесменов. И в таких центрах будет все хорошо при любой проверке: сотрудники просто будут отрабатывать свою заработную плату и хорошо отчитываться перед государством.

В любом случае организация наркопомощи в ближайшее время изменится, но как именно - пока только звучат вариации. К примеру, руководитель реабилитационного центра "Лодка" Игорь Зонов уверен: победить наркоманию можно, только признав зависимого на момент употребления психоактивных веществ или в состоянии абстиненции недееспособным. Но готовы ли?

- Я убежден, что контролировать процесс реабилитации зависимых должен департамент здравоохранения, но сейчас почти вся система помощи - это частные центры. Сейчас центры "наплодились", вот и получаем вопрос о необходимости регламентирования их работы, - говорит Игорь Зонов. - Но на деле все просто. В законе о психиатрической помощи говорится, что госпитализировать и удерживать человека можно, если он представляет непосредственную опасность для себя и окружающих. Следовательно, наркопотребитель не может не лечиться. Это должно стать его обязанностью. А в больницах мы имеем открытые двери. Вот что нужно изменить в первую очередь.

По словам Зонова, взаимодействие, при котором департамент здравоохранения возьмет под свое крыло частные центры, предполагает и дополнительные койко-места для сферы бюджетного здравоохранения.

Впрочем, как и содержит массу подводных камней.

КОММЕНТАРИ

Сергей Подболотов, юрист Ресурсного центра поддержки НКО:

- Иногда возникают мысли, что создание реестра эффективных реабилитационных центров - этот шаг, который в перспективе приведет к тому, что реабилитация станет официальным бизнесом, который будет обязан выплачивать налог на прибыль. Задают вопрос: "Можно ли этот реестр понимать как возможность заставить ребцентры отказаться от "серых" финансовых схем? Мое мнение - нет. Речь идет исключительно о том, чтобы выработать критерии оценки реабилитационных центров. Кто и как будет это делать - вопрос открытый. Здесь государству нужно определиться: либо ввести лицензирование подобных центров, либо прописать правила оказания услуг в них. Это не значит, что такие услуги должны быть обязательно платными. Центры могут оказывать и бесплатную помощь за счет грантов и пожертвований. Но клиенты в них должны быть одинаково защищены независимо от вида оплаты услуг.