30 ноября 2022

Почему пытались бастовать водители "Яндекс.Такси"

23.12.2019

С 3 по 5 декабря часть воронежских водителей "Яндекс.Такси" заявили о поддержке всероссийской забастовки таксистов, работающих по заказам крупного интернет-агрегатора. Таксисты требовали изменения ряда условий работы и бойкотировали заказы.

Услуги "Яндекс.Такси" относятся к сегменту эконом-класса. Однако воронежцы, пользующиеся такси регулярно, не могли не заметить, что в разное время дня одна и та же поездка обходится в неодинаковые суммы - в обед вы могли проехать за 70 руб., а через несколько часов эта же поездка будет стоить уже 300 - не такой уж и "эконом".

На самом деле все дело в алгоритмах, по которым работает агрегатор, ведь "Яндекс.Такси" - не автопарк, а всего лишь информационный сервис, выступающий посредником между водителем и пассажиром. Но правила диктует он.

В программу агрегатора заложены следующие условия - при росте спроса растет цена на поездку. Исходя из этой формулы, российские водители, работающие в системе, время от времени стали устраивать бойкоты, которые приводили к кратковременному скачку таксомоторных тарифов. Таксисты объединялись и переставали принимать заказы в оговоренный промежуток времени, обычно в часы пик. Происходило резкое превышение спроса над предложением, и цена поездки росла.

Сейчас, заявляют таксисты, цель бойкота - не получение кратковременного заработка, а шанс быть услышанными агрегатором. Поясним, что "Яндекс.Такси" с физлицами не работает, а заключает договоры с юрлицами и ИП, а те в свою очередь уже нанимают водителей. Так что уволить или оштрафовать водителей агрегатор не может.

- Чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги, нужно находиться в машине часов 16, - рассказал один из участников забастовки. - Человек же, который выходит на 8-10 часов, не успевает получить заказы по нормальной цене, а возит пассажиров за копейки. После расплаты с парком и агрегатором, мойки машины, заправки такой водитель остается с 500-700 рублями.

Есть еще одна особенность поездок, которая возмущает водителей. Цену поездки назначает робот, выбирая "оптимальный" маршрут и рассчитывая, сколько времени автомобиль будет в пути. Автомобиль начинает движение по предложенному ему маршруту, но изменившаяся дорожная ситуация, такая как авария или окончание (начало) рабочего дня, провоцирует пробки, и вместо 15 минут везти пассажира приходится полчаса-час - но за уже оговоренные деньги. Недовольны водители и тем, что посадку сделали платной, но она включает в себя несколько бесплатных километров.

- Работа в такси превратилась не в работу, а подработку, - говорят таксисты. - Выжить при таких условиях нельзя. Мы требуем введения равных условий, чтобы зарабатывать независимо от графика работы. Водитель должен выходить на восемь часов, как того требует законодательство. И мы не хотим задирать цену, коэффициенты могут быть, но не увеличивающие плату за поездку в разы, а в другое время - делающие ее меньше меньшего.

Таксисты требуют возврата оплаты по счетчикам, которые будут включаться, если время поездки увеличивается, роста тарифов за километр, отмены бесплатных километров и т.д.

3 декабря бастующие воронежцы собирались на Остужевском кольце. По свидетельствам очевидцев, там скопилось несколько десятков машин.

Однако агрегатор в комментариях ряду СМИ неоднократно отмечал, что подобные акции никак не сказываются на работе такси - рынок услуг перенасыщен, и в часы пик дефицита машин не наблюдается.

Декабрьские забастовки прошли в Воронеже, Клину, Брянске, Твери, Казани, Подмосковье и многих других регионах. Смогли ли воронежские водители обратить на себя внимание или, стоя на Остужевском кольце, вновь дали зарабатывать своим коллегам и просто вынудили пассажиров платить больше? Официальных сообщений по результатам акций агрегатор не делал.

Что же касается заявления о перенасыщении рынка: в часы пик или поздним вечером, особенно в теплое время года в пятницу и субботу бывает крайне сложно найти машину не только "Яндекс.Такси", но и многих других сервисов экономкласса. В то же время такси с более высокими тарифами всегда доступны. Это те компании, которые имеют собственный автопарк.