31 января 2023

Видеоигры - тупик или благо?

19.09.2019

В семье моего друга возникла проблема: сын-школьник страстно увлекся компьютерными игрушками. Родители пытались запрещать ему сидеть за компьютером, но мальчик погрузился в стресс и забросил учебу, стал дерзить, связался во дворе с подозрительной компанией. Тогда они решили, что надо увести его со двора. Действовали кнутом и пряником: пятерку получил - полчаса игр, две пятерки - час, уборку дома сделал - еще час и т.п. Дело вроде пошло на лад.

Но через некоторое время игры принесли новый сюрприз: сын стал красть у них деньги. Припертый в угол неопровержимыми доказательствами, он сознался: деньги очень нужны ему на артефакты для игр, которые можно покупать в интернете. И без игр этих и артефактов ему и жизнь не мила - хоть с крыши прыгай.

ВХОДИТ ДРАКОН

Родители обратились к психотерапевту своей поликлиники и тот объяснил им, что игромания - самая сильная из зависимостей, хуже курения, наркомании и алкоголизма. Игорный бизнес в нашей стране запретили - ну, кроме особых зон, однако игромания переместилась в сферу видеоигр, и это серьезная бизнес-индустрия: вы же видели, какая мощная реклама "танчиков" обрушилась на россиян по центральным телеканалам - государство грязи не боится! Причем в рекламе этой на "танчиках" привезли важную "социальную" идею, объединив необъединимое - олигархов и ветеранов войны.

А другая часть игроманов ушла в подпольные игорные залы. Силовики их регулярно накрывают, но у этого дракона вместо отрубленной головы тут же отрастают новые, ибо запретом победить игроманию невозможно.

Современная психиатрия не знает средств против такой зависимости. Она практически не лечится. А случай этого школьника - запущенный и требует чуть ли не многолетней работы психотерапевта. Типа домашнего врача. Иначе дело может закончиться печально - слышали о росте числа самоубийств среди детей?

А еще врач привел им высказывание Альберта Эйнштейна о том, что когда технологии заменят нам живое общение, мы получим поколение идиотов. Бороться с этой бедой нужно на государственном уровне с привлечением ученых, социологов, врачей и самого общества.

В общем, ничего утешительного визит к психотерапевту не дал. И они остались барахтаться в своей беде, надеясь, что со временем она как-нибудь сама рассосется.

НА ИГЛЕ

На днях ВЦИОМ представил данные исследования о том, кто чаще всего играет в видеоВ­игры и как россияне оценивают вред и пользу от них. И оказалось, что многие не видят дракона в упор. Вот что сообщило население ВЦИОМу.

У 41% респондентов чаще всего в видеоигры в их семье играют дети или внуки. Взрослые - реже: лишь в 8% семей играют муж или жена.

26% россиян (!) не видят ничего плохого в увлечении их родственников видеоиграми.

58% считают, что от компьютерных игр больше вреда, но есть и польза.

Отрицательными последствиями видеоигр россияне считают ухудшение здоровья: возникновение зависимости - 26%, ухудшение зрения - 23%, негативное влияние на психику - 13%, умственная деградация - 10%. Многие считают видеоигры пустой тратой времени (16%) или причиной агрессивности игроков (10%). В соцсетях, например, воронежцы часто объясняют лихость молодых "летчиков" на дорогах именно влиянием компьютерных игр: у них, мол, куча жизней в запасе, потому они и не щадят ни себя, ни других. Но в реальной жизни этих запасов нет ни у них, ни у безвинных жертв их лихости.

А к положительным последствиям видеоигр россияне относят развитие логического мышления и внимательности, повышение скорости реакции. 8% считают, что игры - это просто способ отдохнуть, снять стресс и отвлечься от проблем, и столько же уверены, что увлечение видеоВ­играми помогает общему развитию человека и повышает уровень его интеллектуальных способностей.

"ТАНЧИКИ" И ПУСТОТА

В январе 2019-го аналогичное исследование провели и в Воронеже, в соцсети "Фотострана". Результаты его несколько отличаются от данных ВЦИОМа - увы, в худшую сторону.

Лишь 45% жителей Воронежа уверены, что видеоигры зачастую переполнены жестокостью и убийствами и ничему хорошему не научат.

24% респондентов убеждены в положительном влиянии видеоигр на человека. Фразу Эйнштейна про технологии и идиотов никто из них не вспомнил; возможно, им и фамилия эта неизвестна.

20% опрошенных жителей Воронежа считают, что видеоВ­игры никакого влияния на личность играющих не оказывают; это просто бессмысленная трата времени.

В ТЕМУ

Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан ЛЬВОВ:

- Рациональных объяснений того, в чем компьютерные игры могут быть полезны, мы получили очень мало, тогда как почти все знают, какой ущерб они причиняют. В их вреде убеждены представители всех поколений старше 25 лет. При этом чем старше респонденты, тем сильнее они раздражаются оттого, что близкие позволяют себе поиграть за компьютером или на каком-нибудь гаджете.

Отличную от других поколений позицию демонстрируют миллениалы (те, кто родился на рубеже тысячелетий). Сама постановка вопроса о вовлеченности в игры их не слишком волнует. Они видят меньше вреда, а какая-то часть - даже пользу от них. Через несколько лет мы узнаем, как отнесутся к проблеме увлечения видеоиграми центениалы - сегодняшние школьники. Возможно, они вообще не увидят в них никакой проблемы.