20 апреля 2024

Что выгодней: ездить на личном авто или такси?

16.08.2019

Ужасно неэффективная штука автомобиль. Коэффициент полезного действия его ниже низкого. Сотни лошадиных сил возят по Воронежу одного седока, тысячи человеко-часов стоят в пробках, жуя бензин и заливая город свинцовыми отходами своей жизнедеятельности. А в основном стоят без дела, забив все дворы, улицы и даже непригодные для парковки места.

Хорошо бы так: нет никаких личных автомобилей. А понадобился он - щелк пальцами: стань передо мной, как лист перед травой! И он соткался из воздуха.

НА ЧЕМ ПОЕХАТЬ В БУЛОЧНУЮ?

Знаменитый банк HSBC на днях опубликовал исследование, весьма злободневное для Воронежа и вызвавшее дискуссии. Аналитики банка подсчитали, что пользоваться такси для горожан становится выгоднее, чем собственным автомобилем. Но не всем, а тем, кто проезжает меньше 5388 км в год. Эта цифра вывела нашу страну на первое место в мире по выгодности такси, причем с большим отрывом.

Аналитики подсчитали стоимость автомобиля Toyota Camry, расходы на топливо и обслуживание машины, средние цены на такси и уровень дохода жителей. Получилось, что в России средняя цена поездки на такси на 75% меньше, чем, например, в США, а расходы на автомобиль только на 30% ниже. У нас поездка стоит 130 руб. - это пропорционально доходам, которые намного ниже, чем у европейцев или американцев, а иномарки дороже из-за высоких импортных тарифов. Да и бензин не укупишь, а транспортный налог, давно уже внесенный в топливный акциз, продолжают начислять по смешной причине: как выразился один из депутатов Воронежской облдумы, "он очень уж хорошо собирается".

Теперь и стоянки по всему центру Воронежа стали платными, и ездить на своей машине на работу и с работы еще накладнее. А на рынке такси высока конкуренция, и в последние годы цены даже постоянно снижались. "Ру.Такси", "Желтое", Uber, "Яндекс.Такси", "Эрмитаж", "Везет" - на любой вкус, цвет и кошелек. И многие воронежцы подсчитали в столбик: бензин, страховка, штрафы, масло, запчасти, транспортный налог, парковка, риск угона или аварии, мойка, то, се. А еще в области каждый день происходит от сотни ДТП; стало быть, в год бьется сорок тысяч автомобилей, и даже самый аккуратный водитель не застрахован от наезда лихих людей. А на такси уходит конкретная сумма в месяц - и никаких забот.

Общественный транспорт наш - пока не чета западному, что повышает спрос на такси. Причем конкуренция на рынке такси, по мнению аналитиков, сохранится даже после уже объявленной покупки "Яндекс.Такси" активов группы "Везет". К тому же рынок такси подпирают снизу сервисы попутчиков (BlaBlaCar, например), а сверху - активно развивающийся каршеринг.

НЕ В СВОЮ "ВОЛЬВО" НЕ САДИСЬ

В Воронеже рынок услуг такси велик и востребован, хотя довольно дик - как знаменитый Черкизон. Здесь на вызов может приехать машина грязная или битая, с хамоватым водителем, а хуже всего - с пьяным за рулем. В июле, например, на улице Полины Осипенко водитель такси устроил массовое ДТП, и на видео его спрашивают: ты что, пил?! А он отвечает: пиво. Ага, пиво - его Renault на тихой дороге врезалась в Subaru, а та - в Mercedes; такси аж перевернуло на крышу, а двух его пассажирок вместо пункта назначения отправили в больницу. Таксист не пострадал - пьяным море по колено. А в июне водитель такси проехал на "красный", прямиком в аварию с участием пяти машин, и для его пассажирки больница тоже стала пунктом назначения.

И вот в середине июля состоялось важное для рынка событие: ГИБДД решила, что пора навести порядок. А то ДТП с участием такси становится все больше, и зачастую именно они и устраивают аварии. В свое время компании-агрегаторы брали на работу всех желающих, у кого есть права и машина на ходу. А уж в каком состоянии эти машины и какие в них водители - второй вопрос. Работают они у агрегатора нештатно, так что ни медицинский, ни технический контроль им не грозит. Как и лицензия, и техобслуживание дважды в год, положенное для такси. Один раз машина прошла осмотр, хозяин ее заключил договор, и можно больше даже не заезжать в офис: счет пополняется удаленно.

У агрегаторов есть свой штат машин и водителей, но все они еще принимают водителей на личных авто, получая в дорожном департаменте разрешение на каждую машину. По данным ГИБДД, в такси работают около 6 тыс. воронежцев, но в реальности - больше: многие автовладельцы в свое время заключили договоры, чтобыВ подработать, например, на праздниках или по пути на работу и обратно. Они могут не выходить на линию месяцами, но спецприложение в смартфоне позволяет им "бомбить" в любое время, пополнив счет агрегатора. Можно ездить злостным нарушителям ПДД, можно даже без прав или пьяным возить пассажиров - чем не первобытно-капиталистический уклад? А все потому, что у компаний-агрегаторов, которые и рады бы брать на работу только качественных водителей, нет доступа к базе ГИБДД.

Агрегаторы еще в прошлом году на высоких совещаниях просили: пустите нас в базу данных ГИБДД, и ситуация сразу поправится. Пыталось и руководство Воронежской области навести хоть какой-то порядок и обращалось к жителям на своем портале: дорогие граждане, во избежание обслуживания нехорошими перевозчиками пользуйтесь только услугами зарегистрированных юрлиц и ИП, внесенных в областной реестр разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси: https://pgu.govvrn.ru/wps/taxi/zul/permitDocs.zul.

Но пользы от этого было немного. И вот теперь руководство Госавтоинспекции решило: хватит махновщины! Теперь воронежских таксистов, прежде чем давать им доступ к заказам, будут проверять по базам ГИБДД.

Так что ждем перехода рынка такси на новую, более цивилизованную ступень. Но без роста тарифов.

КСТАТИ

Стоит отметить и каршеринг, который стартовал в Воронеже в апреле этого года. Наш город стал третьим в стране, в котором появился сервис каршеринга CarSmile, - после Санкт-Петербурга и Тулы. Яркие автомобили CarSmile сразу получили отклики в соцсетях. Еще бы: не надо беспокоиться о заправке, парковке, страховке, мойке, смене шин и обслуживании автомобиля. Стартовая цена - 8,5 руб./минута аренды, 2500 руб./сутки, 20 минут бесплатной брони, больше 100 км пробега - 6 руб./км.

8,5 руб. за минуту - дороговато, конечно, дешевле такси вызвать. Но аренда нужна в таких случаях, когда такси не обойдешься или оно станет в копеечку. И по опросу делового портала "Абирег", 72% воронежцев считают, что каршеринг нужен, 42% - что необходим и позволит экономить на поездках, 30% уверены, что он повысит конкуренцию на рынке такси.