28 марта 2024

Жителям Воронежа представили концепцию проекта нового Генплана

15.07.2019

Наша газета уже писала о том, что с 2021 года Воронеж будет жить по новому Генплану, рассчитанному на ближайшие 20 лет. По поручению главы Воронежа Вадима Кстенина все этапы по разработке Генплана проходят максимально открыто. 3 и 4 июля по инициативе городского управления главного архитектора разработчики документа провели для воронежцев семинары, на которых обсуждалась концепция будущего документа и фиксировались все предложения горожан, которые, обещают урбанисты, будут учтены и внесены в воронежский Генплан. Разработчик документа - Институт Генплана Москвы. Концепцию нового документа презентовал заместитель директора института Александр Колонтай.

Главный документ

Первое, на что обратил внимание выступающий, это то, что Генплан должен стать основополагающим документом, а не номинальным приложением к Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ). В то же время ПЗЗ не стоит совсем уж сбрасывать со счетов и нужно включить в Генплан, уточнил докладчик.

Как следует из выступления Колонтая, генпланы российских городов потеряли свою актуальность из-за несовершенства правовой градостроительной базы РФ. По этой причине ПЗЗ постоянно изменялись, новые правила и положения писались буквально "на коленке", и в результате мы получили достаточно хаотичные конструкции городов, в которых стало проблематично наладить нормальное транспортное снабжение, эффективно использовать деловую, социальную, спортивную, культурную инфраструктуру. В какой-то мере ликвидировать законодательный пробел сможет принятая в феврале 2019 года Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года. Городам же было предложено решать самим, какой документ должен стать главным при планировании пространственного развития.

Зеленое должно оставаться зеленым

На каких разделах нового 20-летнего Генплана Воронежа мы хотели бы остановить внимание читателя?

Исходя из расчетов специалистов, численность населения Воронежа может достигнуть 1 млн 250 тыс. человек, но не за счет рождаемости, а за счет мигрантов. Если же по каким-то причинам приток мигрантов будет закрыт, то численность упадет до 900 тысяч. Потому Генплан структурируется, опираясь на вторую цифру, но имеет возможность корректировки на первый случай.

Каким образом последние годы застраивался Воронеж? В основном путем захвата земель сельхозназначения либо точечной застройки в центре города, отметил докладчик.

Объекты, построенные в центре, возводились без учета требований движения транспорта. Теперь сложившаяся ситуация усложняет возможность расширения улиц и создания рельсового транспорта (как результат, будущие воронежские трамваи вынуждены будут уйти под землю, что, несомненно, дороже и сложнее).

- Воронежу повезло - он еще не сильно разросся вширь, - считает Колонтай. - Город должен начать развиваться внутрь по определенным правилам и "уходить" от чрезмерной агломерации.

Порадовало слушателей заявление, что "зеленое должно оставаться зеленым" и это положение следует юридически закрепить.

Как экономика влияла на застройку Воронежа

Первый Генплан Воронежа был принят в 1939 году. Колонтай назвал его "рыночным генпланом по американскому типу", с универсальной транспортной решеткой, пронизывающей город подобно капиллярам. Это были времена, когда в городе с развивающейся промышленностью активно работали немцы и американцы, которые и повлияли на такой подход при верстке Генплана. Но вот в 1970 году в новом Генплане акцент уже был сделан не на развитии инфраструктуры, а на промышленности. Как в те годы происходила застройка? Это были здания, которые возводили предприятия: дом, детский сад, поликлиника - все рядом, город в городе.

Смена экономических тенденций повлияла на содержание Генплана 2008 года. Желание застройщиков снизить издержки на строительство и сделать его максимально рентабельным привело к активной застройке периферии, в то время как рабочие места и другая инфраструктура остались в центре.

- Рынок застройки возвращал инвестиции через 2-3 года. Это почти нефть! - дал оценку воронежскому строительству Колонтай.

Старый, но не ветхий

Отдельно хотелось бы остановиться на судьбе частного сектора Ленинского района - территории "старого города". Ведь Воронеж при строительстве пошел не только вширь, но стал осваивать территории, сомнительные для многоэтажного строительства. Обеспокоенные тем, что их "снесут, выселят на окраины, а на холмах построят многоВ­этажки", жители района пришли на семинар в весьма солидном составе.

- Ветхого жилья в центре быть не должно, но это не значит, что вас кто-то будет насильно выселять, - пояснили модераторы, когда участники мероприятия распределились для обсуждений по районам. - Мы предлагаем эту территорию оставить под малоэтажное строительство. Городская власть может принять соответствующий дизайн-регламент, в соответствии с которым вам необходимо будет реконструировать свое жилье.

Советский район представляла группа молодых инициативных людей, которые подсказали разработчикам Генплана, где удобнее размещать спортивные и физкультурные площадки, создавать зоны рекреации. Отдельное внимание жители района попросили обратить на парк Оптимистов, чтобы исключить возможность застройки зеленых зон.

Для группы, обсуждающей варианты пространственного развития Левобережного района, наиболее актуальным был вопрос транспортного сообщения с правым берегом. Здесь же поднимался вопрос связи микрорайона Шилово с другими районами Воронежа. Вместе с модератором участники семинара изучали карту города, где отображены транспортные линии.

Также воронежцы обратили внимание на невозможность доехать общественным транспортом до Адмиралтейской площади.

Жители Коминтерновского района акцентировали внимание на строительстве новых автомобильных дорог и социальных объектов, в первую очередь школ.

Наконец, в ходе обсуждения жители Воронежа интересовались возможностью создания в городе велосипедных дорожек, развития намывных территорий набережной Воронежского водохранилища, освоения заброшенных промышленных зон и разбивки на их месте парков и скверов.

В целом новый Генплан должен устранить разорванность территорий города, повысить связность и проницаемость районов, подчеркивали разработчики.

Чтобы жизнь в городе была комфортной для жителей и удобной для бизнеса, предлагается следующее зонирование: 5-километровая зона - жилье, услуги, бизнес; 10-километровая - жилье, парки, услуги, промышленность; 20-40 км - агломерация, города-спутники, промышленность.

Кстати, разработчики Генплана сделали еще одно интересное наблюдение - административное деление города на районы не способствует удобству управления территориями и требует корректировки.