25 апреля 2024

Директор школы искусств Николай Козырев рассказал о "потерянном" статусе ДШИ и их проблемах

03.05.2019

Наша газета продолжает проект "Искусство в поколениях", в котором мы рассказываем об одаренных детях столицы Черноземья и тех, кто помогает раскрывать их таланты.

В год распада Советского Союза и в лихие 90-е учреждениям культуры пришлось непросто. Начался масштабный процесс преобразования "музыкалок" в детские школы искусств - за счет расширения отделений планировалось сохранить число обучающихся в школах дополнительного образования.

Процесс затронул и ДШИ N6. Сегодня это многопрофильное учреждение, сформированное на базе музыкальной школы и воспитавшее не одну плеяду профессионалов, выбравших делом своей жизни творчество. О работе ДШИ "Берегу" рассказал ее директор Николай Козырев.

ГАЛСТУК НЫНЧЕ НЕ В МОДЕ

- Николай Николаевич, почему процесс расширения творческих отделений оказался столь важным в советские годы?

- В трудные 90-е годы учреждениям культуры нужно было удержаться на плаву, потому что число учащихся в наших заведениях стало существенно падать. Конечно, это было связано с экономической ситуацией. Но нам было важно не только сохранить работу, но и сформировать для ребенка доступные предложения для занятий творчеством. Заниматься на инструментальном отделении можно только индивидуально, поэтому расширение сферы услуг стало острой необходимостью.

В ДШИ N6, как и по всему городу, начался процесс открытия новых отделений. Сначала появилось фольклорное, затем театральное и художественное, в 2003-м году - хореографическое. А это уже групповые занятия, можно набрать класс в 30 человек и спокойно существовать. Дело в том, что раньше еще была так называемая родительская плата. Когда я учился, она составляла 1/4 от зарплаты одного родителя, а в 90-е, когда я уже стал преподавать, она была в два раза меньше, но, вероятно, ощутимее для семейных бюджетов. Сейчас ее просто нет. Хотя, надо сказать, в то время нас относили к начальному профессиональному образованию, а теперь - к сфере дополнительного обучения.

Статус учреждений утерян. Раньше мама, отправляя меня на учебу в музыкальное училище, утверждала: "Иди, сынок, будешь всю жизнь в галстуке ходить". Галстук при пиджаке был признаком интеллигентности. Теперь все иначе. Учителя не уважают так, как раньше, но он по-прежнему помогает родителю воспитывать в ребенке личность.

- Уверена, что в вашей школе все именно так. Здесь собрался уникальный коллектив педагогов. Как удается заполучить таких энтузиастов в команду?

- Правильно говорят, что не бывает неталантливых детей. Они все в чем-то талантливы. И задача педагога - этот талант найти и раскрыть. И я стараюсь брать на работу тех преподавателей, кто с этим справится. Например, с руководителем хореографического отделения Валентиной Изюмец мы знакомы очень давно, мы вместе преподавали у интернатовских детей.

На театральном у нас преподавала Ирина Сисикина, которая теперь заведует кафедрой актерского мастерства в институте искусств. И вот Сисикина сама подготовила себе смену, теперь у нас на театральном отделении молодежь, которая уже успела поработать в драмтеатре Рязани.

- А молодежь активно идет на работу в ДШИ после окончания вуза или чаще это все-таки воспитанники ваших же педагогов?

- Молодежи очень мало. Основной педагогический состав - те, кому за 50. И такая ситуация складывается почти во всех детских школах искусств Воронежа. Молодым педагогам надо заработать имя, чтобы набирать хорошие группы!

Но у нас сейчас ситуация выправляется. Я уже сказал, что на театральном отделении у нас трудоустроены молодые педагоги. На художественном тоже есть. Пианистов сейчас много, им есть где попутно закрепиться, например, концертмейстерами. Труднее всего чистым инструменталистам.

ВАЖЕН ТРИУМВИРАТ

- В вашей школе под одной крышей уживаются музыкальное, художественное, фольклорное и другие отделения. Но конкурсы детского мастерства, проходящие в городе, показали, что в хореоВ­графии вы как будто бы на шаг впереди…

- В нашей школе на самом деле сильные традиции классического балета, но мне кажется, что в целом все отделения развиваются гармонично. Ощущение, что танцоры впереди, может складываться из-за того, что спрос на хореографические отделения сегодня очень высок, там занимается больше детей.

О гармонии говорят и наши отчетные концерты, где с прекрасными номерами выступают и музыканты, и художники, и вокалисты, и учащиеся фольклорных отделений. Кстати, выступать в филармонии - это возможность приВ­учить детей и их родителей посещать такие заведения. Это хорошо не только с воспитательной, но и с просветительской точки зрения.

Но вот что касается "под одной крышей", то нам, конечно, тесновато. Школа нуждается в расширении помещений для занятий. У нас 1055 учеников, а народные коллективы и вовсе базируются в общеобразовательных школах.

- С какой установкой ребенок и родитель должны приходить в ДШИ впервые?

- Если сложится триумвират - родитель, педагог, ребенок - и они станут действовать сообща, поддерживать друг друга, то будет толк. Даже из малоодаренного ребенка можно сделать неплохого исполнителя при таком раскладе. Но сегодня нередко родители отдают детей в ДШИ, чтобы на улицах без дела не болтались, а дома не проверяют домашние задания, к сожалению… Раньше в ДШИ конкурсы были 5-10 человек на место, потому что детей отдавали с прицелом на будущее. Сейчас нам отведено обучение лишь первоначальному соприкосновению с инструментом.