26 июня 2019

Глава управления культуры Андрей Харитонов - о детских предпочтениях, участии в нацпроекте и педагогах-энтузиастах

19.04.2019

Почти у каждого знаменитого артиста, музыканта и художника за плечами знания и навыки, полученные от педагогов детских школ искусств. Именно здесь - в творческой кузнице - они делали свои первые шаги к профессиональной сцене, ошибались и побеждали. "Искусство в поколениях" - новый проект газеты "Берег", в котором мы постараемся рассказать об одаренных детях столицы Черноземья и тех, кто помогает им раскрыть талант.

Открываем проект интервью с руководителем управления культуры мэрии Воронежа Андреем Харитоновым, который рассказал о повседневных нуждах школ искусств, их финансировании и о самом главном, что в них есть, - детях.

ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ, А НЕ ЗАКРЫВАТЬ

- В нашем городе 18 детских школ искусств. Хватает ли миллионному Воронежу?

- Обеспеченность школами искусств у нас удовлетворительная: мы имеем 17 школ с музыкальным уклоном и одну художественную. Мне как руководителю хотелось бы, чтобы учреждений подобного типа было больше.

Потребность в них однозначно есть, ведь ведется активная застройка новых микрорайонов. К примеру, в Тенистом очень непростая ситуация: ближайшая к поселку школа искусств - на ул.Маршака или в Шилово. Но этот вопрос будет скоро закрыт за счет строительства многофункционального культурного центра, который включит и библиотеку, и КДЦ (культурно-досуговый центр - прим. авт.), и школу искусств.

Наша основная задача заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для обучения детей, дать им возможность получить музыкальное или художественное образование в непосредственной близости к дому. Ну а возвести школу с полным комплексом отделений, большими репетиционными залами, своим штатом и администрацией не всегда возможно. К тому же не всегда резонно - предложение должно соответствовать спросу. Поэтому мы пошли по пути освоения новых помещений, то есть открытия филиалов школ искусств, а не создания новых юридических наименований.

Так, в предыдущие два года мы перепрофилировали четыре дополнительных помещения, переданных управлению городом. В этом году еще четыре филиала будут введены в эксплуатацию. Также некоторые школы искусств базируются в общеобразовательных учреждениях, где нет второй смены.

- С 2016 года в России наблюдается тенденция реорганизации школ искусств и в отдельных случаях закрытие хоровых и народных отделений. Выходит, Воронеж это не затронуло?

- Начиная с 90-х годов ни одна школа искусств не была закрыта. Скорее, напротив - во многих учреждениях появились новые отделения. Чаще театральные, хореографические и художественные.

Другое дело, что падение интереса к некоторым направлениям действительно наблюдается. Падает спрос на традиционно русские виды искусств - обуВ­чение игре на классической балалайке, гуслях, баяне, аккордеоне. Не очень большой популярностью пользуются скрипка и виолончель. Да, где-то есть недобор, но это не повод закрывать эти отделения. Напротив, педагоги прилагают максимум усилий, чтобы сохранить такие важные для нашей страны виды искусств.

В ОЖИДАНИИ ОБНОВЛЕНИЯ

- В школах искусств немало одаренных детей, которые становятся лауреатами городских и региональных, международных конкурсов. Не мешают ли гастроли образовательному процессу?

- Нет, потому что гастроли - это итог труднейшего творческого процесса и подготовки. И то, ради чего вообще все это делается. Благодаря участию в конкурсах и фестивалях различных уровней преподаватели повышают свое профессиональное мастерство, а учащиеся оттачивают исполнительские навыки, привыкают выступать на публике.

Проблема - в другом. Уже 30 лет не выделяют средств на поездки и пошив костюмов для хореографических коллективов, далеко не всегда мы имеем возможность обновить материально-техническую базу. Для примера: концертный баян стоит несколько сотен тысяч! Финансирования хватает лишь на первостепенные нужды - оплату услуг ЖКХ, зарплаты сотрудникам и немного на текущий ремонт. Выкручиваемся с помощью внебюджетных источников - это благотворители, меценаты.

Но благодаря участию в нацпроекте "Культура" получили 40 миллионов рублей, и шесть школ искусств (школы N2, 7, 11, 12, 16, 14 - прим. авт.) ждут теперь обновления. Там будут установлены интерактивные доски, в классах появятся новые парты, расширится книжный фонд, обновятся музыкальные инструменты.

- Есть же еще новый проект министерства культуры "Детские школы искусств - достояние России", который предполагает фактически передачу учреждений из муниципальной собственности в ведение региона. Будет ли Воронеж участвовать в этом проекте и какие школы искусств в таком случае могут получить новый статус?

- Мы внимательно отслеживаем реализацию проекта, и суть его в передаче не прав собственности, а ряда полномочий. Инициатива участвовать в проекте должна исходить от департамента культуры, это в его компетенции. Но пока этот вопрос в Воронеже не обсуждался. Впрочем, это и к лучшему. В пилотном проекте участвуют Саратовская, Томская и Курская области, на их примере мы сможем отследить и понять, будет ли от него ощутимая польза.

СЛУЖЕНИЕ БОЛЬШОМУ

- Воронежские абитуриенты поступают во все уголки России и не только. И домой заниматься профессией возвращаются не все. Профессионалов в школах искусств достаточно?

- Наши школы искусств - кузница кадров для сферы искусства страны в целом. И в этом нет ничего плохого. Напротив, это показатель профессионализма наших педагогов. В то же время дефицита кадров в местном искусстве у нас не отмечается, впрочем, как и текучки.

- А вы рассматриваете обуВ­чение в школе искусств с точки зрения общего развития или все же делаете упор на воспитание профессионалов?

- Конечно, достижение результатов детьми - один из критериев оценки нашей работы, но, на мой взгляд, "все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле". Это фраза немецкого драматурга Бертольда Брехта, и ею он старался подчеркнуть социальную функцию искусства. Словом, не так важна статистика, как задача помочь ребенку разобраться в эстетике, чувствах, в этом мире, задача обогатить его душу и способствовать формированию личности.