29 марта 2024

О спортивной авиации, возможности и желании летать

22.01.2019

Над заголовком этой статьи автор и не думал вовсе - пришло само. Когда в бездонном небе воздушным судном управляет девушка, более точно, чем словами из прекрасного романтического фильма, и не скажешь. Знакомьтесь - Екатерина Алексеева, единственная в Воронеже женщина-пилот спортивного самолета.

Катя учится в Московском колледже автоматизации и информационных технологий N20 на факультете фотографии. Чтобы не прерывать тренировок, решила выбрать заочное обучение. И всегда берет с собой в небо фотокамеру, снимая с высоты птичьего полета и даже выше.

С ПЛАНЕРА

- Катя, в таком интервью, как наше, всегда задается один и тот же банальный вопрос - с чего все началось?

- Как бы столь же банально ни звучал мой ответ - я всегда хотела летать. И тут узнала, что можно прийти в авиационно-технический спортивный клуб "Сапсан" ДОСААФ России и научиться летать. Мне хотелось летать на спортивных самолетах, но тогда в клубе такой техники для обучения не было, и я начала с планеров, о чем на самом деле ничуть не жалею.

- Сколько тебе было лет, когда впервые поднялась в воздух?

- Мне было 18, но в клубе есть ребята и младше - с инструктором на планере разрешается подниматься с 14 лет. Для полетов на планере вообще нет возрастных ограничений - у нас летают даже пилоты, которым далеко за 70.

- Что такое планер? Чем он отличается от самолета?

- Если в двух словах, то планер - это самолет без мотора. Он сконструирован так, чтобы максимально долго планировать в воздухе, используя для парения воздушные потоки. Планер поднимает в воздух на тросе самолет-буксировщик, а потом отпускает в "свободное плавание". На самом деле парить в воздухе можно невероятно долго - все зависит от мастерства пилота.

- Это опасно? Разве не полетит носом вниз самолет без двигателя при малейшем дуновении ветерка?

- Но ведь не полетит же носом вниз бумажный самолетик, если он правильно собран и правильно запущен? Планеризм считается самым безопасным из авиационных видов спорта. Нахождение в воздухе - управляемый процесс. Ко всему прочему, у планериста за плечами всегда есть парашют.

ЕДИНСТВЕННАЯ ТАКАЯ

- На планерах в Воронежской области летают многие девушки, а вот на спортивном оказалась ты одна. Как это произошло?

- Примерно после года моих занятий на планере в клубе появился самолет Як-52. И, признаться, я оказалась единственной, кто захотел на нем научиться летать. Для меня же это была мечта, из-за которой я пришла в авиационный клуб.

Я ни разу не пожалела, что начала полеты с планеров, и мне было гораздо легче осваВ­ивать спортивный самолет. Если сразу учиться летать на самолете, это гораздо сложнее.

Мне очень повезло с инструктором - меня обучает абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52 Антон Беркутов. С таким человеком невозможно плохо летать.

- Что значит самолетный спорт?

- Это обычный спорт, но в качестве "снаряда" используется самолет. Когда начинаешь учиться, то первые фигуры, которые необходимо выполнять, - это штопор и петля. Особенно важен штопор - при отказе двигателя умение выйВ­ти из него позволит пилоту безопасно посадить самолет.

После года полетов я смогла участвовать в открытых соревнованиях Московской области в третьей лиге и заняла первое место. Через год участвовала в аналогичных соревнованиях в Беларуси уже во второй лиге, где также победила. Сейчас готовлюсь к выступлению за первую лигу.

ОСТАТЬСЯ ИНСТРУКТОРОМ

- Скажи, тебе никогда не хотелось сделать полеты своей специальностью? В смысле, стать пилотом гражданского самолета?

- Если честно, то мне больше нравится заниматься в аэроклубе, может быть, в будущем стану работать там в качестве инструктора.

- Катя, а как знакомые парни относятся к тому, что ты - летчица?

- Удивляются сначала очень, а потом радуются за меня и мои достижения, поддерживают. Никогда я не слышала ничего из того, что, типа, я женщина и не мое это дело…

- А родители? Переживают, наверное, когда ты в небе?

- Конечно, переживают. Но они всегда были на моей стороне в моих увлечениях.

- Катя, аэродром находится достаточно далеко от столицы Черноземья. Часто ли удается тренироваться?

- Я стараюсь тренироваться каждый день. По современным меркам аэродром в Липецкой области в городе Усмани - не такое уж и далекое расстояние, всего час на электричке, а на автомобиле и того меньше. Кто-то приезжает полетать только на выходные. Но, поверьте, даже одного дня бывает достаточно, чтобы неделю жить ожиданием следующего полета.

- Девушка и самолет - это нормально?

- Для меня - да. По-другому свою жизнь уже не представляю.

КСТАТИ

Як-52 - двухместный спортивно-тренировочный самолет, разработанный специалистами ОКБ им. Яковлева в конце 70-х годов. В Советском Союзе Як-52 был самым лучшим и одним из наиболее массовых самолетов своего класса. Эта прекрасная машина до сих пор находится в эксплуатации, причем не только в России, но и за рубежом.