16 апреля 2024

Завершился первый книжный фестиваль им. Маршака

17.12.2018

Уютный семейный праздник устроили для маленьких воронежцев и их родителей во Дворце творчества детей и молодежи 7-9 декабря. Книжный фестиваль "Читай-Болтай" объединил даже тех, кто еще не умеет или не любит читать. Программа была разнообразной: помимо встреч с авторами и презентациями книг, здесь действовали секции, где можно было поиграть или поучаствовать в квестах.

"Читай-Болтай" - это новый социальный проект, ориентированный на приобщение детей к культуре чтения. В фестивале книги приняли участие те, кто ее создает, читает, изучает и работает с ней.

Здесь дети могли посмотреть миниатюры перчаточного театра, научиться лепить из глины, послушать сказки, нарисовать коллективную картину. Читатели постарше посетили творческие встречи с Русланом Хабиевым, переводчиком комиксов про Дэдпула, с Людмилой Шилиной, которая рассказала, как выпустить свою книгу в 14 лет, а также поучаствовали в познавательных играх на английском языке.

К разговору о литературе и книге подключились и родители. Они посетили лекции филолога Леонида Клейна, писателя Лады Кутузовой, издателя Татьяны Беринг и других. "Берег" побывал на встрече с воронежским литературоведом Надеждой Власовой и узнал, почему не бывает плохих книг и зачем детям читать Андрея Платонова.

- Говорят, что современная детская литература развивается, но что почитать ребенку, кроме Барто и Носова, почему-то далеко не каждый родитель знает…

- К сожалению, вы правы. Но читать ребенку нужно не только произведения, ставшие классикой, но и современных авторов. Можно назвать несколько имен, на которые стоит обратить внимание. Например, Анастасия Орлова - лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства 2016 года. Одно из самых известных ее произведений - сборник стихотворений "Яблочки-пятки". Можно обратиться к книгам Марии Рупасовой. Она пишет небольшие стихотворения, которые ярко иллюстрированы и позволяют родителям объяснить многие вещи детям, только познающим этот мир. Сегодня также очень популярен японский писатель Кадзуо Ивамура. Основа его книг - картинки, и ребенок сам может придумывать историю, складывая ее из того, что видит на рисунке. Очень достойные произведения у Нины Дашевской "Вилли" (о мальчике с ограниченными возможностями здоровья) и у Юлии Симбирской "Жил-был Димка" (о том, как мальчик знакомится с миром, чтобы его полюбить). Мне кажется, эти произведения будут читаться столетиями, потому что они отвечают базовым читательским интересам.

- А какие книги точно нельзя читать детям?

- Я придерживаюсь мнения, что нет плохих детских книг, их бы просто не пропустили в печать. Но есть литература резонансная, спорная. Недавно широко обсуждалась книга о кроте, который выяснял, кто накакал ему на голову. Возмущались по поводу того, стоит ли вообще писать и рисовать на подобные темы? Но критики говорят, что эта тема вызывает интерес у маленьких читателей, потому как горшок для детей - тема в принципе центральная. Это то же самое, что говорить с детьми-подростками на тему полового созревания. Вообще, детская и взрослая литература развиваются в одном русле. В литературе взрослой сегодня поднимаются темы, которые раньше были запретными, в детской тоже наблюдаются такие попытки. Стоит ли читать книги-эксперименты? Думаю, что каждый родитель должен решать сам. В моей библиотеке таких произведений нет.

- Но наверняка есть Андрей Платонов?

- Да, но считается, что Платонов очень сложен для восприятия, его даже не все взрослые понимают. Я же уверена, что его рассказы должны быть в школьной программе. Познакомиться с писателем важно в подростковом возрасте, чтобы потом к нему вернуться и постараться понять всю глубину смыслов, заложенных в произведениях.