27 апреля 2024

В Воронеже завершилось общественное обсуждение Стратегии-2035

09.12.2018

Публичные споры закончены. Общественными слушаниями по Стратегии социально-экономического развития Воронежа завершилась череда тематических дискуссий, длившаяся с мая нынешнего года. По их итогам "Воронеж-2035" стал едва ли не самым "демократическим" инструментом долгосрочного планирования, увидевшим свет в столице Черноземья. Он обсуждался на собраниях предпринимателей, общественников, ученых, молодых политиков и т.д.

На этот раз модератору слушаний, руководителю управления стратегического планирования и программ развития воронежской мэрии Андрею Жаглину удалось объять необъятное: в коротком докладе изложить десятки направлений, объединяющих сотни тематических разделов документа. Согласно оптимистичному сценарию (а другие и не обсуждались) через 17 лет объем инвестиций в основной капитал должен составить 468,6 млрд руб., а средний доход жителей вырасти до 117,9 тыс. руб. При этом зарплата в областном центре превзойдет среднестатистическую по региону - считай, на величину сегодняшней зарплаты: 15 тыс. руб.

НАКАЛ ДИСКУССИИ

Но отдельные цифры критическому анализу не подвергались. Выступавшие предлагали новые направления и даже базовые формулировки. Некоторые споткнулись уже на определении миссии города: "Воронеж - один из ведущих научно-образовательных центров России, город с высоким уровнем и качеством жизни населения, благоприятной средой для развития предпринимательства, наукоемких отраслей экономики". Да, звучит непривычно. Но с помощью интернета несложно убедиться: именно такие констатирующие формулировки - в традиции стратегического планирования.

Накал дискуссии на исходе кампании ничуть не снизился по сравнению со стартовыми диспутами. С довольно категоричной критикой выступали доктор политологии ДмитВ­рий Нечаев, общественник Сергей Муштенко, проблемы по отдельным темам увидели большинство других ораторов, в том числе, что называется, "люди с улицы".Доцент кафедры социологии и политологии ВГУ Дарья Щеглова высказала неожиданные предложения по развитию транспортной инфраструктуры:

- Строительство только спровоцирует рост личного транспорта, тогда как необходимо сделать так, чтобы спрос на машины падал. Рассматривая проект комплексВ­но, следовало бы поставить целью сокращение протяженности дорог.

АСБЕРГ ЗАОЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Но марафон публичных дискуссий - это, как оказалось, не все.

- Мы рассмотрели сотни предложений, поступивших в письменном виде или по интернету, - сказал профессор ВГУ, руководитель рабочей группы Юрий Трещевский. - Поступившие предложения - из числа здравых - мы разделили на 30 позиций. Чаще всего они касались благоустройства и реконструкции отдельных территорий. Многие из предложений обязательно будут использованы в дальнейших программах и проектах. В частности, пожелания граждан о замене маршруток на крупногабаритный транспорт, о выделенных полосах для автобусов, о размещении "умных остановок" и перехватывающих парковок.

- Но прозвучавшие предложения по скорейшему внедрению роботизированных автобусов по примеру Осло или магнитных монорельсов, как в Китае, пока не ко времени, - уточнил профессор в своем комментарии для "Берега". - У России совсем другие пространства, другая плотность и численность населения. Думаю, положения Стратегии в сегодняшнем виде - вполне в русле российских трендов.

Впрочем, напомнили специалисты, документ с годами еще будет актуализироваться и, скорее всего, не раз.

АГЛОМЕРАЦИОННЫ ПОДХОД

Агломерация - усиленный акцент новой стратегии. Но авторы вынуждены были подходить к вопросу осторожно: не можем мы строить конкретные планы по развитию территории другого муниципалитета!

- Мы изучили десятки аналогичных документов других городов и убедились, как серьезно муниципалитеты намерены конкурировать за людские, финансовые и другие ресурсы, - напомнил в своем комментарии "Берегу" Андрей ЖагВ­лин. - В этой борьбе в Черноземье серьезным конкурентом является Белгород. Липецк скорее союзник. Оттуда к нам приезжает на учебу молодежь, липецкие номера часто можно видеть на автостоянке у "Града". А когда в Липецк по скоростной железной дороге реально будет из Воронежа доехать за полчаса, можно будет говорить о формировании агломерации городов Черноземья.

Ну, это уже, скорее всего, будет за пределами 2035 года.