29 марта 2024

Воронежские педагоги накопили уникальный опыт инклюзивного образования

06.12.2018

В системе образования Воронежа всегда уделялось особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы позитивные сдвиги связаны с участием детских садов и школ в региональном проекте инклюзивного образования.

Глава Воронежа Вадим Кстенин не только перед управлением образования и молодежной политики, но и перед всеми структурными подразделениями мэрии поставил задачу постепенно адаптировать объекты, которые строятся или реконструируются, для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня беспрепятственная среда в рамках профильной государственной программы Воронежской области создана в 29 учреждениях, в том числе во всех новых школах города.

К сожалению, в городе отмечается тенденция к росту количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Но высокий профессиоВ­нальный уровень воронежских педагогов, приобретенный опыт работы с детьми с разными стартовыми возможностями позволяют в целом обеспечивать инклюзивное образовательное пространство в детских садах и школах Воронежа для нуждающихся в такой услуге.

Какой опыт воронежских педагогов вызывает особый интерес их коллег в других регионах, разбирался корреспондент "Берега".

ДРУГИЕ СТАНДАРТЫ

Детский сад комбинированного вида N33 посещают дети с нарушениями слуха и речи, опорно-двигательной системы, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, а также сложными формами дефекта (когда присутствует две и более нозологии). Всего - 82 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалида. Большая часть из них занимается в общих группах со здоровыми детьми.

- Ростки инклюзивного воспитания в нашем саду были уже давно. Много лет назад рядом располагался сад для детей с нарушением слуха, который и присоединили к нам в 2010 году, - рассказала заведующая садом Наталья Макаренко. - Но любая инклюзия должна быть адекватна. Если это дети с умственной отсталостью, то можно говорить только о точечной инклюзии, организации почасового общения для такого ребенка. Инклюзия важна для детей с особенностями здоровья, но она не может не учитывать также интересы здоровых детей. Еще пять лет назад, когда направление только развивалось, случалось такое, что здоровые дети "терялись", потому что максимум внимания уделялся детям с инвалидностью. Сегодня мы говорим об инклюзии нового уровня, когда педагоги и воспитатели работают на создание условий, комфортных для всех групп детей.

К примеру, занятия в комбинированных группах проходят по разному сценарию: важно, чтобы интерес проявили все. Поэтому для прохождения одного и того же квеста нормотипичным детям и детям с нозологиями даются разные задания, в соответствии с их уровнем развития.

- Раньше действительно было такое, когда родители не хотели водить своих детей в группы, где есть "особенные", боялись, что их ребенок окажется на заднем плане, - рассказывает мама воспитанника детсада N33 Екатерина Кривошлыкова. - Но сейчас страхи на фоне реального опыта уходят в тень, и родители осознают, что дети, занимаясь вместе, приобретают важные навыки взаимовыручки и сострадания. Мой первый ребенок посещал комбинированную группу, второй тоже там сейчас, и я знаю много мам с такими детьми.

РОДИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ - В ЕДИНОМ КЛЮЧЕ

Но в работе с особенными детьми по-прежнему немало сложностей. Вот шестилетний Федя в кругу сверстников собирает кубики, которые получает от прикрепленного к нему тьютора - помощника воспитателя. Это - его система поощрения. У мальчика - аутизм, и он ходит в ресурсную группу детского садика N196, а также посещает общие занятия. Федя очень старается достичь успеха в образовательном процессе - тогда он получает то, что очень любит.

- Все ситуации, которые могут возникнуть при длительном общении с другими детьми, психологи должны проиграть вместе с ребенком, научить его общаться в коллективе. Дети с аутизмом этого часто не умеют, - рассказала мама Феди Мария Бурчакова. - И любой фактор, выход из зоны комфорта - даже предложение съесть в саду котлету - может стать невольным раздражителем, и ребенок начнет капризничать.

Специалисты детского сада N196 умеют работать даже с самыми сложными детьми, и за все время существования здесь ресурсной группы (три года) у них получилось ввести в общие группы чуть меньше десяти детей с ментальными нарушениями. Но стоит учесть, что "особенная" группа - это всего 12 детей, да и создана она на базе сада общеразвивающего вида, и в ней существенна роль родителей, которые продолжают обуВ­чение за пределами садика.

- Мы являемся инновационной площадкой по реализации большого регионального проекта "Аутизм. Маршруты помощи" с 2015 года. Именно тогда наш самый обычный сад стали посещать дети с аутизмом, мы оборудовали для них специальное пространство, в котором они могут временно находиться, пока не привыкВ­нут к общей обстановке. Статус такой инновационной площадки мы получили первыми и стараемся ему соответствовать, - объясняет старший воспитатель Ольга Карпова.

ПОДХОДИТЬ КОМПЛЕКСНО

Как пояснили в городском управлении образования и молодежной политики, в настоящее время в системе дошкольного образования городского округа работают 35 детских садов, имеющих группы для детей с особыми образовательными потребностями: три специализированных, компенсирующего вида, семь центров развития ребенка и общеразвивающих детских садов, 25 комбинированных детских садов. Всего функционируют 93 компенсирующие и комбинированные группы, в которых обучаются 1334 воспитанника (группы для детей с нарушениями: слуха - шесть групп, речи - 49 групп, зрения - семь групп, интеллекта, синдромом Дауна, ДЦП, задержкой психического развития - 14 групп, со сложным дефектом - семь групп, с расстройством аутистического спектра - 14 групп).

В школах обучаются 447 детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в общеобразовательной школе N92 занимаются 14 детей с аутизмом, а на них приходится 16 помощников-тьюторов, которые, к слову, являются штатными сотрудниками школы.

Тьюторы помогают особенным детям во всем: вот на занятиях по физической культуре один из них выполняет совместно с ребенком упражнения. Здесь очень важно работать на повторение действий, и тогда, сделав это сотню раз с тьютором, ребенок начинает делать самостоятельно. Это общеобразовательное учреждение в 2016 году стало лучшим в стране, победив на Всероссийском конкурсе в номинации "Лучшая инклюзивная школа", и теперь получило право транслировать свой опыт коллегам. Каждый месяц на базе школы проходят стажировку учителя других учреждений и специалисты делятся своим опытом.

- Для нас это, конечно, очень ценно и значимо. Мы успешно работаем с детьми с разными нозологиями, это общая тенденция для городских школ. Чтобы принять таких детей, мы обязаны создать условия, а это дополнительный штат сотрудников и покупка новых методических пособий, эти дети занимаются по другой программе, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы N92 Ирина Сальникова. - Конечно, есть свои трудности в реализации проекта, но работа по развитию инклюзии продолжается, следовательно, они будут решаться в рабочем порядке.

В ближайшей повестке также - открытие групп ранней логопедической помощи детям, посещающим детские сады. В саду N33 в этом году такая группа уже появилась. Как отмечают в учреждении, специалисты заметили: детей с нарушениями слуха стало существенно меньше, а вот тех, кто в 2-3 года практически не говорит - больше. Инклюзия должна быть не только разумной, но и актуальной, уверены здесь.

- Грамотный подход к проблеме инклюзивного образования, включающий в себя создание специальных условий, подбор специалистов и обучение педагогических кадров, просветительскую работу с родителями, сегодня в полной мере позволяет осуществлять инклюзивное образование с учетом интересов всех участников образовательных отношений, - уверена руководитель управления образования и молодежной политики мэрии Воронежа Любовь Кулакова.