26 апреля 2024

Легендарный балетмейстер Владимир Васильев отметил в Воронеже свой творческий юбилей

30.10.2018

На сцене - 60 лет! Круглую дату самый известный российский балетный хореограф не мог не отметить в столице Черноземья. Благодаря Владимиру Васильеву жизнь на сцене Воронежского театра оперы и балета обрели пять спектаклей и проектов.

Фестиваль, посвященный 60-летию творческой деятельности человека-легенды, в Воронеже назвали настоящей неделей искусств. Театр оперы и балета показал все спектакли, воплощенные здесь мастером, а сам Владимир Васильев порадовал зрителей не только личным присутствием и теплыми словами, но и в очередной раз удивил их своим талантом, выйдя на сцену в партии Петра Леонтьевича в постановке "Анюта" - в одной из самых любимых работ маэстро.

Наряду с солистами и артистами воронежской балетной труппы участниками фестиваля стали известные танцоры, с которыми Васильева связывает творчество. Это - артисты Большого (Москва), Михайловского театров (Санкт-Петербург) и театра "Кремлевский балет" (Москва), а также танцовщик и победитель телепроекта "Танцуй" на Первом канале Александр Могилев. Премьеру и ведущей солистке Михайловского театра Марату Шемиунову и Сабине Яппаровой выпала честь станцевать в спектакле-открытии "Балетные шедевры в оперной классике". Владимир Васильев считает этот проект очень значимым, так как в нем он постарался передать зрителям свое восприятие лучших образцов классического наследия.

Фестиваль не ограничился только показом спектаклей. Открылась фотовыставка российских и мировых фотографов "Владимир Васильев - человек-легенда…" в Доме журналистов, состоялся вечер современной хореографии Творческой мастерской Владимира Васильева в "Галерее Чижова", а еще мэтр провел встречу с журналистами.

- Владимир Викторович, вы станцевали десятки партий, не меньше поставили. А как вы относитесь к переиначиванию классики современными режиссерами и балетмейстерами, адаптированию классических произведений для молодежи?

- Я считаю, что классика на то и классика, что она в любое время актуальна. Но вопрос о том, как ее играть, на сегодняшний день спорный и действительно важный.

Балетное искусство - условно, и наша задача - сделать его безусловным для зрителя, который меняется. Меняется и язык поколений. Задача режиссера-постановщика в том, чтобы то, что исполнено на сцене, трогало нас так же, как и много лет назад. Как? Надо искать, пробовать, делать. Это вопрос вкуса, образования и таланта. Если ты имеешь определенный набор качеств и навыков, то что-то обязательно получится. А вот эта фраза, которую мы слышим на каждом углу: "Я так вижу!", говорится от безнадеги, на мой взгляд. Это - твое право, если ты ставишь для себя и только. Но если ты это делаешь для зрителей, то и ответственность другая.

Я убежден, что классика - для всех, а потому и ставить ее нужно для всех, и так, чтобы это за душу брало. Любого. В том числе того, кто вообще ничего не читает, и того, кто образован. Переиначивать и адаптировать - это такая сегодня мода. Модно, но глупо, если это заключается лишь в перенесении действия в другое время и место. Отсюда и несуразица, когда произносимый текст не соответствует зримой составляющей. Хорошо хоть в балете слов нет.

- Вы - сторонник сюжетного балета. Какую тему надо давно поднять в этом виде искусства?

- Как показывает практика, спектакли-долгожители - те, у которых имеется явный романтический стержень: любовь, отчаяние, столкновения на этой почве… И вообще, если балет - это искусство, а не просто телодвижения на сцене, а я в этом убежден, то в принципе не существует тем, на которые нельзя ставить балетные спектакли.

- В престижном конкурсе "Арабеск" несколько лет подряд выигрывают корейцы и китайцы. Выходит, там лучшая балетная школа? Как вы оцениваете уровень российских балетных школ?

- Китайцы, японцы и корейцы - это тоже русская школа. В 1959 году, когда я впервые приехал в Китай, там вообще не знали, что такое классический танец. Сейчас они в лидерах. Потому что там были и есть наши педагоги. Это наш большой подарок миру, и приятно, когда наше искусство живет во всем мире. Современная российская балетная школа также очень сильная, у нас вековые традиции и профессиональные мастера и артисты. И несправедливо, когда наших артистов ценят на родине меньше, чем даже неважного, но зарубежного. С этим надо бороться.