28 марта 2024

Директор воронежской школы N6 - о проблемах современной педагогики и предназначении учителя

10.10.2018

Как бы это пафосно ни звучало, но школа - будущее страны. Каким же оно будет? О роли учителя в воспитании и обучении молодого поколения, о проблемах и достижениях современной педагогики мы поговорили с директором средней общеобразовательной школы N6 на ул.Беговой Владимиром Гончаровым.

НЕОСПОРИМЫ АВТОРИТЕТ

- Владимир Петрович, школа, которой вы руководите - не суперпрестижный лицей или гимназия, но именно в таких учебных заведениях и учится большинство детей…

- В этом году школе исполняется 60 лет, и празднование юбилея мы совместили с Днем учителя. Школа изначально была "поселковой", и учились в ней преимущественно дети из частного сектора - бабушки и дедушки, мамы и папы наших нынешних учеников. Может быть, в силу почти "сельских" традиций учитель в нашей школе был и остается неоспоримым авторитетом.

В то же время школа - сложная. У многих учащихся родители - люди с относительно низким социальным статусом, не имеют постоянного заработка. 198 детей из 410 признаны находящимися в сложной жизненной ситуации (проживают в неполных семьях, с пьющими родителями и т.д.). Зато школа для наших детей является местом, где их любят и понимают.

У нас, как и в большинстве учебных заведений города, учатся дети мигрантов из стран СНГ. Школа - с элементами инклюзивного образования: мы обучаем детей-инвалидов и одними из первых в Воронеже стали учить детей-аутистов.

Но и "благополучные" родители с удовольствием отдают детей в нашу школу, например, жители новостроек, которые появились на ул.45-й Стрелковой дивизии.

- Авторитет учителя вряд ли можно поддержать лишь тем, что в этой школе учились твои родители!

- Исходя из профессионального опыта, могу сказать, что дети должны быть вовлечены не только в образовательный, но и воспитательный процесс, и только тогда можно получить результат.

Несмотря на то, что учебные занятия идут в одну смену, двери нашей школы открыты до 18-19 часов. Многие девочки, начиная с младшего школьного возраста, занимаются художественной гимнастикой. Популярна среди ребят секция рукопашного боя, причем среди наших спортсменов есть не только региональные призеры, но и чемпионы России. На базе школы работает Центр дополнительного образования "Созвездие", и дети бесплатно обучаются игре на гитаре, вокалу, ритмике, танцам, макраме.

В школе создан волонтерский отряд, и эти ребята ведут за собой всех остальных. Они организуют встречи с ветеранами, посещают учителей, вышедших на пенсию, участвуют в уборке братских могил, памятников, работают в школьном музее.

Мы действуем в постоянном контакте с родителями. Так, в начале сентября родители шестиклассников пожаловались на то, что учебник математики слишком сложный. Мы обсудили эту проблему на экспертном совете и выбрали другой, также рекомендованный Минобразования, но более понятный для детей этого возраста.

Есть еще один немаловажный аспект - учителя с большим опытом работы становятся наставниками молодых преподавателей и являются хранителями традиций нашей школы. У нас работают учителя, которым 60 и даже 70 лет, и я просил их не уходить на пенсию. Преемственность очень важна для школы. Эти люди, может быть, и не являются носителями современной культуры гаджетов, но сколько в них душевного тепла и понимания, к которому так тянутся дети!

НЕМАССОВЫ ПОДХОД

- Чего, на ваш взгляд, не хватает современной школе?

- Процессы обновления, происходящие в средней школе, не всегда учитывают тот контингент детей, который нуждается в серьезной индивидуальной работе. В современной школе забыли, что такое вариативность образования. Из системы убрали коррекционные классы, логопедов, дефектологов, психологов. Хорошо, что нам удалось сохранить место для социального педагога. Такой школе, как наша, социальный педагог очень нужен. Нам важно знать, как живет ребенок, все ли благополучно в семье. Хорошо, что управление образования разрешило нам ввести ставку логопеда: у многих детей недостаточно развита речь.

В школе обучаются дети, для которых русский язык - неродной. Дома они разговаривают только на своем языке. А мы не просто русскому языку детей должны обучить - весь процесс образования идет на неродном для них языке. И специалистов такого плана наши вузы пока не готовят.

Воронежский педуниверситет, к сожалению, не выпускает и специалистов, которые работали бы с детьми с ограниченными возможностями, с детьми с измененным интеллектом.

Современной школе разрешается оказывать ученикам так называемые допуслуги. В дополнительном обучении нуждаются, конечно же, отстающие ученики, но далеко не все родители в состоянии оплатить его.

- Как случилось, что при таком дефиците специалистов вы решились на создание класса для детей-аутистов?

- Родители детей-аутистов обошли весь Коминтерновский район, но везде им было отказано, потому что есть определенные требования при создании таких классов, и не в каждой школе можно выделить специальные зоны для обучения.

В нашей школе учились скрытые аутисты. Эти дети ходили в обычные классы, но мы понимали, что им нужно особое внимание, а для этого требуются специалисты и опыт работы с такими детьми. И три года назад в школе был создан ресурсный класс. Главная задача при работе с аутистами - социализация. Детей обучают педагоги - выпускники психолого-педагогического факультета, которые прошли переподготовку на базе Воронежского института развития образования. После открытия ресурсного класса для аутистов к нам даже стали поступать запросы на обучение из других регионов.

ОКНО В БОЛЬШО МИР

- Вы могли бы определить, что самое главное в работе учителя?

- Школа - это подвижничество прежде всего. Нужны не просто профессионалы, а люди, которые прикипели к школе всей душой. А вот кто откроет ребенку окно в большой мир и каким будет это окно, зависит от душевных качеств и профессионализма учителя.