25 апреля 2024

В Воронежском драмтеатре дали вторую премьеру за месяц

02.07.2018

На многих сценах мира долгие годы с успехом шел спектакль "Моя дорогая Матильда" по пьесе американского драматурга Израэля Горовица. Сам же автор мечтал о том, чтобы его произведение было сыграно и русскими актерами. Вчера, 28 июня, на сцене Воронежского драматического театра состоялась премьера спектакля "Моя дорогая М." в постановке художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств России Владимира Петрова.

ЗАКУЛИСНЫЕ ТАНЫ

Впервые диалоги пронзительной драмы Израэля Горовица зазвучали на русском языке в 2010 году в МХТ имени Чехова. Режиссером спектакля стал именно Владимир Петров - профессор кафедры актерского мастерства Школы-студии МХАТ, который с 2011 года работает в Воронеже. Тогда московские зрители оставили о спектакле огромное количество положительных отзывов. Вчерашняя премьера уже позволяет говорить о том, что и воронежскую постановку ждет успех.

Перед сдачей спектакля Владимир Петров рассказал корреспонденту "Берега" о своей работе:

- Наш спектакль - для любого зрителя. Я думаю, он будет интересен как молодежи, так и представителям среднего или пожилого возраста. Это житейская история, достаточно запутанная - о том, что прошлое определяет настоящее.

В спектакле заняты всего три актера: народная артистка России Тамара Семенова, заслуженная артистка Воронежской области Светлана Поваляева и артист Вячеслав Гардер.

Сложно ли полный спектакль, который идет более двух часов, играть таким небольшим составом, интересуемся у постановщика.

- Даются спектакли и с двумя актерами, и моноспектакли, а есть постановки с большим "населением" - такие как "Отелло", "Гамлет", "Ричард III", и там на артиста нагрузка очень большая. Важно не количество людей на сцене, а то, удалось ли режиссеру проработать качественно все роли. Артист должен понимать, что он делает и для чего, тогда и работа превращается в удовольствие. Если артист не получает удовольствия на сцене, то удовольствия не будет и в зале, - считает Владимир Петров.

Традиционно театры дают премьеры в начале сезона, но вот "Моя дорогая М." стартует в конце - Воронежский драмтеатр отличается своеобразием.

- В новый сезон мы уже войдем с двумя новыми спектаклями - "Моя дорогая М." и "Итальянский брак", премьера которого прошла 3 июня, - пояснил художественный руководитель. - Зрителя ждут и другие премьеры. Мы готовим спектакль по пьесе Кальдерона "Молчание - золото" (у нас он пойдет под названием "Ракушка"), "Маскарад" Лермонтова, новый детский спектакль на большую сцену, новогоднюю сказку и спектакль по произведениям братьев Стругацких.

ЗАГАДКИ МАТИЛЬДЫ

"Моя дорогая М." - это и спектакль-интрига, и спектакль-проблема. Если в первом действии актеры заставляют зрителя хохотать почти до слез, то к концу наворачиваются слезы сопереживания.

39-летний американец Матиас, неудачник по жизни, получает от своего отца, с которым отношения никогда не складывались, в наследство квартиру - просторные апартаменты. И не где-нибудь - а в Париже, с видом на Люксембургский сад. Понимая, что квартира в таком месте - наследство дорогое, он на последние деньги покупает билет и отправляется в Европу с единственной целью - продать недвижимость отца. Но все оказывается не так-то просто - вместе с квартирой он получает в придачу еще 82-летнюю Матильду и ее дочь Хлою.

Оказывается, еще 27 лет назад отец Матиаса купил эту квартиру на условиях пожизненной ренты: приобретая недвижимость по очень низкой цене, покупатель обязуется не вселяться туда до самой смерти хозяина, а также содержать продавца. Для Парижа такие сделки весьма актуальны, поскольку в столице Франции очень дорогое жилье.

Но данная ситуация - всего лишь начало. На обескураженного Матиаса одна за одной сваливаются семейные тайны. Он обнаруживает, что никогда не знал по-настоящему своего отца и даже не подозревал, какую жизнь он вел. Не менее сложно понять и принять эту женщину, которую отец передал ему в "наследство" - ведь она, как кажется Матиасу, и стала причиной всех его бед с самого рождения.

Даже к финалу, когда, казалось бы, все разрешилось благополучно и герои должны начать жить "долго и счастливо", спектакль не раскрывает своих загадок до конца. Какую форму обретет внезапно вспыхнувшая любовь между Матиасом и Хлоей: любовь мужчины и женщины или же ей придется превратиться в нежные отношения брата и сестры?

Спектакль смотрится на одном дыхании. Три актера занимают собой не только все пространство сцены, но и зрительный зал. Все три роли - главные. Для меня настоящим открытием стал Вячеслав Гардер - исполнитель роли Матиаса. Именно его игра и определила лейтмотив постановки - разрешение вечной проблемы отцов и детей.