28 марта 2024

Педагог Алексей Михайлов рассказал, почему сегодня важно возрождать техническое обучение школьников

11.05.2018

В Воронежской области загибаются судо- и авиамоделизм, кружки радиоэлектроники и автомодельные. Техническое творчество финансово поддерживают критически слабо, в авиамоделизме, например, оборудование не обновлялось с советских времен. Мне это кажется неправильным. Ведь они выполняют не только образовательную функцию, но и помогают в решении кадровых вопросов и социализации детей с особенностями развития или ограниченными возможностями здоровья.

В этом убежден педагог дополнительного образования Алексей Михайлов. Именно поэтому зарегистрированная в начале 2018 года автономная некоммерческая организация "Молодые изобретатели и рационализаторы", руководителем которой является Михайлов, выделяет для себя два главных направления в работе - популяризация технического творчества и работа с особенными детьми. Подробнее - в нашем материале.

СУДЬБОНОСНЫ ВЫБОР

Пенопласт, цветная бумага, канцелярские ножи и двусторонний скотч, чтобы соединить готовые детали, - это все, что необходимо для создания простейшей копии истребителя "МиГ-15". Элементарная образовательная программа, не требующая при реализации серьезных финансовых затрат, позволяет каждому ребенку почувствовать себя авиастроителем-конструктором.

- Наша организация начиналась с маленького проекта, который я предложил на площадке "Есть идея" Ресурсного центра НКО - "Авиамодельный спорт без границ". Это был не просто проект, а, можно сказать, новая страница моей личной истории, - говорит Алексей Николаевич. - Долгие годы, начиная с 1995-го, я работал в одном центре технического творчества, жил своей профессией и детьми, с которыми занимался. Но сложилось так, что я вынужден был уволиться и даже хотел сменить профиль.

Когда работаешь за зарплату, на которую прожить практически невозможно, да еще и сталкиваешься с неуважительным отношением к себе, уверен Михайлов, далеко не уедешь: любой, даже самый подлинный энтузиаст, когда-то сломается.

- Так было со мной. Я не хотел возвращаться к профессии педагога, хотя меня долго уговаривала Галина Андреевна, директор Нововоронежского Дома детского творчества. Но в итоге любовь к детям пересилила. Я согласился. К тому же Галина Андреевна предоставила мне свободу творчества, - добавляет педагог.

УМЕЛЫЕ РУЧКИ

- В своей работе я нередко сталкивался с детьми с инвалидностью, многим очень нравились занятия по авиамоделированию, но по состоянию здоровья они не могли регулярно их посещать. Я решил, что могу приезжать к ним с мастер-классами в больницы, а также выкладывать практический материал для дистанционного обучения, - объясняет Алексей Николаевич. - Думаю, что стать авиаконструктором может абсолютно любой человек, именно поэтому проект содержал в названии выражение "без границ".

Михайлов побывал с мастер-классами в онкогематологическом центре областной детской больницы N1, Воронежском детском центре паллиативной помощи (хоспис) и нескольких детдомах.

- Это дети, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Они столкнулись с определенной проблемой, потерялись, не знают, куда себя деть. Уроки позволяют им отвлечься от серых стен и белых халатов, а главное - от болезни. Но нередко бывает так, что инвалидность - это приобретенное, что особенно тяжело, так как дети теряют смысл жизни, закрываются. Случается, что родители этого не видят. Моя задача - поговорить с ребенком и объяснить ему, что жизнь продолжается, и хороший пример - мои волонтеры. Ольга Калиничева, у которой не было ноги, например, нашла себя в профессии педагога дополнительного образования (к сожалению, в декабре 2017 года женщина скончалась). А 14-летний школьник, страдающий эпилепсией, может стать оператором летательных аппаратов.

Это вполне реально. Занятия с детьми выстроены от простого к сложному: в семь лет (именно с такого возраста Михайлов советует записывать детей в кружки технического творчества) они делают обыкновенные самолетики из бумаги, а через несколько лет вполне могут сконструировать настоящий маленький беспилотник. Алексей Михайлов и его команда обучают также дополнительным дисциплинам - метеорологии, радиотехнике, физике - тому, что может пригодиться при конструировании реального летательного аппарата.

Среди прочих плюсов своего проекта и организации Алексей Михайлов называет обучение коммуникации в коллективе: иногда он устраивает объединенные занятия младших и старших групп, чтобы начинающие увидели, каких результатов смогут достичь в будущем, а уже опытные - отточили навыки общения. Им предлагается доступным для малышей языком рассказать о том, как они изготовили свои модели.

КРИЧИШЬ - НИКТО НЕ СЛЫШИТ

- Нужно популяризировать интерес к техническим секциям - как у детей и их родителей, так и у чиновников, - уверен педагог. - Если с детьми может сработать какой-то интерактив, практический опыт, то с чиновниками все не так просто. Часто мы сталкиваемся с тем, что дальше слов ничего не продвигается. Особенно в некоторых районах Воронежской области. Там соглашаются, что секции нужны, но - бездействуют. Вот предложили мне собрать 20 детей на площадке. Я говорю, что не получится, это не соответствует технике безопасности: 20 человек - цифра мастер-класса. Обучением в классе можно охватить лишь 12 детей. Так и застопорилось все. К тому же для тех, кто участвует в конкурсах, нужны индивидуальные занятия. Не понимают. Всем массовость подавай! А зачем?

Тенденция очевидная: станций юных техников все меньше, хотя недавно в Воронеже открыли технопарк "Кванториум". Но это, уверен Михайлов, капля в море, единственная подвижка за последнее время, нужно и дальше открывать подобные учреждения и организовывать тематические мастер-классы. Впрочем, Алексей Михайлов активно работает в этом направлении, и у него уже появились последователи в Борисоглебске, Санкт-Петербурге, Пятигорске. Ведутся переговоры с Москвой.