16 апреля 2024

Новый глава УФАС Денис Чушкин - о борьбе с местечковым протекционизмом // Берег

19.04.2018

Он был назначен руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области 4 апреля. Повод для первого интервью с ним нашелся быстро. На заседании Госсовета президент Владимир Путин жестко раскритиковал власти регионов за местный протекционизм. "Мы считаем, что это ерунда какая-то, что ничего страшного, надо порадеть родному человечку, условно говоря, своим фирмишкам - ГУПам, МУПам. На самом деле ущерб для экономики страны колоссальный", - сказал тогда президент. Как обстоят дела с соблюдением антимонопольного законодательства в Воронежской области - это основной вопрос, который "Берег" адресовал Денису Чушкину.

- СМИ действительно приводят в основном эту хлесткую цитату про "фирмишки", - сказал руководитель УФАС. - Но тема заседания была шире - обсуждался национальный план развития конкуренции, утвержденный президентским указом N618, подписанным в декабре прошлого года. Там сформулированы три основные цели и более 20 путей их осуществления. Это повышение удовлетворенности потребителей, экономической эффективности хозяйствующих субъектов, стабильный рост и развитие многоукладной экономики.

- Таким образом, цели развития конкуренции практически полностью совпадают с целями государственного правления!

- Во многом да. Из путей реализации стоит отметить наиболее актуальные для Воронежской области. Например, "сокращение доли хозяйствующих субъектов, контролируемых органами власти". Это прямая рекомендация приватизировать наши ГУПы и МУПы. Далее: развитие малого и среднего предпринимательства, госрегулирование цен, обеспечение прозрачности госзакупок, а также - закупок компаниями с государственным и муниципальным участием.

С последним пунктом у нас проблемы есть. Муниципальные предприятия с 2017 года обязаны работать по 44-му федеральному закону и делать закупки для своих нужд по итогам торгов. Если в областном центре МУПы в основном успели перестроиться, то в районах области руководители многих муниципальных предприятий вообще не знают о существовании 44-го закона.

- В каких сферах все так запущено?

- В разных: пассажирские перевозки, коммунальное хозяйство, ритуальные услуги. Мониторить сектор мы начали еще до президентского указа и уже наложили штрафы на несколько десятков должностных лиц. Но в целом пока к этой категории субъектов мы гораздо более лояльны, чем, скажем, к органам власти, и на нарушения "малой значительности" вообще не обращаем внимания. Пока.

- Но ведь можно представить, как тяжело овладевать премудростями организации торгов представителям глубинки.

- Тяжело. Но за год хотя бы что-нибудь можно было попытаться сделать! Даже многомиллионные контракты заключаются прямым договором, без применения конкурентных процедур. Между тем в Воронежской области накоплен большой опыт в этой сфере. Бюджетные заказчики работают по конкурентным технологиям закупок более 10 лет. Регион по итогам 2017 года занял восьмое место в стране по критериям эффективности закупок. Соответственно, есть экономия - порядка миллиарда рублей по области и в том числе полмиллиарда - по областному центру. Конкурентность торгов - более трех участников. Снижается число несостоявшихся торгов. Не менее важно - торги открывают дорогу на рынок новым компаниям.

- Насколько велик риск, что среди этих новичков окажутся недобросовестные подрядчики?

- Риск всегда был. Но сегодня появилось много инструментов борьбы с этим явлением. Мы ежегодно пополняем список недобросовестных поставщиков в среднем на сотню позиций. Попавшему в список два года запрещается участвовать в торгах. Более того, это ограничение распространяется и на физических лиц, учредивших предприятие или управляющих им. И уже не сработает лазейка с организацией новых фирм-однодневок. Если ими управлять будут те же лица, санкции распространятся и на них.

- И это работает?

- Работает. На днях мы рассматривали дело, в котором один из организаторов торгов отклонил заявку лишь потому, что учредитель фирмы-заявителя ранее руководил другой фирмой, попавшей в реестр штрафников.Еще одним фильтром служит необходимость обеспечения заявки и исполнения контракта - это 5 и 30 процентов от суммы контракта соответственно. Такие условия, с учетом возможных штрафов и неизбежности попасть в черный список, казалось бы, должны уничтожить недобросовестного подрядчика как класс. Но в глубинке до сих пор случаются эпизоды, когда строители дорог, например, останавливаются на стадии завоза щебня.

- Есть ли признаки "радения" своим "фирмишкам"?

- Чаще всего это попытка "заточить" требования к товару или услуге под конкретного производителя. Например, у укладчиков тротуарной плитки допуск ФСБ на работу с государственной тайной. У одного из подрядчиков такой допуск "случайно" оказался. Но итоги торгов все равно были отменены.

- Иногда СМИ почти с восторгом пишут, что благодаря торгам заказчик сэкономил 20-40%. Но разве это не авантюризм?

- Если в ходе торгов цена снижается на 25% и более, автоматически в 1,5 раза вырастает цена обеспечения исполнения контракта. Но случаются и хорошие примеры - когда участник готов выполнить договор даже ценой небольшого убытка. Зато он получает рекламу, благодарность в рамочке, пропуск в новые сегменты рынка и т.п.

- В Воронежской области существенно выше среднероссийского число несостоявшихся торгов в дорожной отрасли - как правило, речь идет о торгах с одним участником. Что тут можно посоветовать организаторам аукционов?

- Как вариант - пересмотреть требования к участникам торгов, сделать их менее жесткими, раздробить лоты, предусмотреть более понятный порядок заполнения аукционной заявки.

Но единственный подрядчик - еще не факт нарушения. Есть специфические рынки - например, поставки уникального медоборудования, контроль качества выполненных дорожных работ, - где конкуренция мала по определению. И наоборот, несколько заявок - еще не гарантия от сговора. Нам приходилось, например, выявлять схемы типа "Таран", когда на торги приходит одна основная фирма и две-три подставные. Подставные сбивают цену, но потом выясняется, что для заключения контракта им не хватает каких-то документов. Выигрывает участник, оставшийся на максимальной цене.

Но у нас есть методика выявления сговоров на торгах. Это и мониторинг "систематического поведения игроков", также смотрим, как часто фирмы выходят на торги, как часто - именно в такой группе лиц, проверяем учредителей и директоров и многое другое. В итоге удается выявить даже самые хитроумные сговоры.