26 апреля 2024

Какую задачу воронежские инженеры решали на космодроме Куру

13.04.2018

Вчера, 12 апреля, вся страна отмечала День космонавтики. Традиционно в этот день вспоминают славные страницы истории, первый полет человека в космос. Но что мы знаем о тех, кто в наши дни имеет самое непосредственное отношение к пуску ракет и космических аппаратов?

Такие люди есть и в столице Черноземья. Специалист Воронежского механического завода - ведущий инженер отдела 119 Сергей Паринов участвовал в пусковых работах на космодроме Куру (Французская Гвиана). Рабочая командировка в экзотическую страну обернулась опасными приключениями. С космодрома Куру запускают три вида ракет: французские "Вега", "Ариан" и российский "Союз". В марте 2017 года специалисты ВМЗ и КБХА отправились из столицы Черноземья во Французскую Гвиану, чтобы участвовать в подготовке к запуску РН Союз-2.1а с двигателем производства Воронежского мехзавода.

ПРИБЫТИЕ В ГВИАНУ

- От Парижа до Кайены мы летели восемь часов, а по прибытии нас встретил автобус РКЦ "Прогресс", - рассказывает о самых первых шагах в экваториальной стране Сергей Паринов. - Группу российских специалистов разместили в гостинице недалеко от космодрома, на следующий день мы уже приступили к работе.

Всю подготовку к запуску ракеты-носителя "Союз" проводил российский персонал. Французы, по словам инженера, обеспечивали связь, а также проводили строгий инструктаж: как действовать в нештатных ситуациях.

- Очень много внимания принимающая сторона уделяла безопасности, - вспоминает Сергей.

Результатом совместной работы специалистов французской компании Arianespace SA и Главкосмоса должен был стать вывод на орбиту европейского геостационарного спутника связи SES-15, предназначенного для обеспечения связи между морскими судами в акватории Атлантического океана.

Миссия воронежских специалистов заключалась в работах по электро- и пневмопроверкам двигателя 11Д55 в составе ракеты-носителя и техническому надзору за эксплуатацией двигателя на всех этапах подготовки РН к пуску. Наш двигатель установлен на 3-й ступени РН "Союз".

СТРАНА ЧЕРНОКОЖИХ КАТОРЖНИКОВ

Работа работой, а за пределами космодрома начинались джунгли. Вплоть до XX века Французская Гвиана была местом ссылки опасных преступников - французской каторгой. Это и сегодня места дикие, малонаселенные, где до 90% населения составляют чернокожие.

Температура воздуха здесь днем держится на отметке 30-35 градусов по Цельсию в тени, что при условии высокой экваториальной влажности переносится европейцами с трудом.

- Во Французской Гвиане все зеленое, - описывает страну Сергей. - В выходной день нас возили на крокодиловую ферму, а также на остров Дьявола, где раньше была знаменитая тюрьма. Экскурсия по ее развалинам произвела сильное впечатление.

С местными жителями русские специалисты общались на английском и жестами. Во время работ на космодроме коммуникация проходила на родном языке, но вот при покупке продуктов в местных магазинах приходилось проявлять смекалку: "Выручала универсальность торговых формулировок, - смеется Сергей. - Порк - свинина, биф - говядина".

Жили российские специалисты в бунгало - домах на сваях. Такое жилье используется здесь потому, что уровень воды в сезон дождей поднимается очень высоко - вода затапливает все вокруг. В мае, как вспоминает ведущий инженер, не было ни дня без осадков.

От них, кстати, ракета-носитель на космодроме защищается специальным кожухом.

ЧП НА МАРТИНИКЕ

Самое яркое впечатление о Французской Гвиане было одновременно и самым опасным. Самолет с российскими специалистами чуть не разбился при взлете с острова Мартиника.

В апреле 2017-го местные жители Французской Гвианы устроили забастовку, приуроченную к запуску французской ракеты "Ариан" и российского "Союза". Население посчитало, что правительство оперативнее отреагирует на требования об увеличении финансирования департамента Франции, если заблокировать главный объект - космодром.

В итоге доступ к площадке оказался перекрыт, и запланированные на апрель запуски оказались отложены.

Для того чтобы эвакуировать специалистов, французская сторона прислала самолет. На острове Мартиника (центральная часть архипелага Малые Антильские острова в Карибском море) воздушное судно с 280 работниками ракетно-космической отрасли на борту должно было дозаправиться, но...

При взлете после дозаправки самолет стал экстренно тормозить, и у него задымились колеса.

- Пилот принял решение о торможении, потому что навстречу нам садился другой самолет и могло произойти столкновение, - вспоминает Сергей Паринов. - Мы отделались испугом, пожарные потушили огонь. Но группе специалистов пришлось шесть часов провести в самолете, а потом еще около суток - в аэропорту острова, прежде чем прилетел другой транспорт, который доставил нас в Париж.

С такими приключениями Сергей Паринов вернулся на родину. Впрочем, в Воронеже он пробыл недолго - через неделю было объявлено о продолжении миссии. 1 мая российские специалисты вновь отправились во Французскую Гвиану. Работы на космодроме Куру возобновились.

18 мая 2017 года в 11.54 ракетой-носителем "Союз-СТ-А" с разгонным блоком "Фрегат-М" со стартовой площадки ELS космодрома Куру был произведен запуск спутника связи SES-15, принадлежащего люксембургскому спутниковому оператору. Спустя 5 часов 18 минут после старта спутник SES-15 был выведен на орбиту.