24 апреля 2024

Рассказ человека, который 60 лет делает ракетные "сердца"

13.04.2018

Две апрельские даты в судьбе Виктора Скачилова с разницей в три года отмечены удивительным соседством. 10 апреля 1958 года выпускник Московского авиационного института Виктор Скачилов начал свой первый трудовой день в воронежском областном КБ 154 при заводе им.Сталина. В команде таких же первопроходцев он приступил к разработке первых ракетных двигателей в стране. А через три года, 12 апреля, благодаря этой работе Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" стал первопроходцем околоземного космического пространства.

И по сей день доктор технических наук, академик Российской Академии Космонавтики им.Циолковского, главный специалист КБХА, профессор Виктор Николаевич Скачилов неизменно в 9 утра приступает к исполнению своих обязанностей.

БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ НА СУНДУКЕ

- Я родом из Иркутской области, но все детство провел в разъездах: отец - военный. Очень хотел продолжить его судьбу, но в 10 лет потерял правый глаз, и дорога в военное дело для меня закрылась. Но все равно авиацией решил заняться. В 52-м году приехал в Москву, поступил в авиационный институт на только открывшееся отделение ракетных двигателей. После МАИ меня с дипломом конструктора распределили на одно из предприятий в Химках. И тут прошел слух, что приехал к нам "какой-то Косберг" из Воронежа и набирает толковых ребят. Меня вызывают к этому самому Косбергу. "Ну что, поедешь в Воронеж? Там тебя ждет большое будущее. На вокзале встретит моя личная машина. Я дам тебе ключи от новой квартиры. Приезжай с невестой. Жду!" Так мы с будущей женой решили ехать. И меня перераспределили в Воронеж.

- На вокзале нас никто не встретил. Да и город еще не совсем оправился после войны. Милиционер показал нам трамвай, который идет до ОКБ 154 при заводе им.Сталина. "Да, я тебя обманул. У меня и самого ничего нет, положение у нас пока очень сложное. Сказал бы тебе правду, ты б сюда никогда не приехал. А молодые ребята, специалисты по ракетным двигателям мне очень нужны. Поэтому ты остаешься, и я тебе обещаю работу, какой у тебя не будет нигде. И ключи от комнаты дам при первой возможности", - сказал мне главный конструктор Косберг на следующий день. Так я остался, и ни разу потом не пожалел. Первую ночь провел на сундуке в домике вон за тем забором КБХА. Тогда здесь был частный сектор.

ИМЯ ГАГАРИНА УЗНАЛИ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ

- Над первыми ракетными двигателями в стране мы работали сутками. Меня лично вели Семен Косберг и главный конструктор страны Сергей Королев. Задача - создать третью ступень для ракетного двигателя, которая будет выводить на орбиту пилотируемый спутник.

- Эту третью ступень мы сделали не за обещанный Королеву год, а за полгода. Утречком вот сюда в КБ приходили и через сутки возвращались по домам немного поспать. Косберг поставил меня на конструкцию камеры сгорания - это основной элемент ракетного двигателя. Помню такой момент - у нас никак не получался профиль сопла. Приезжает Семен Арьевич, берет у слесаря молоток, лекала, и своими руками начинает этот профиль выправлять. Всю работу сам доделал. У него же отец был известный в Слуцке кузнец. Мы были поражены. Косберг был уникальным руководителем, с огромной врожденной радостью в душе. Он любил жизнь, страну, каждого человека отдельно. Эта трагичная автокатастрофа зимой 65-го, в которой погиб Косберг, - как страшное недоразумение.

- Мы работали над третьей ступенью, которая должна была корректировать выход пилотируемого спутника на орбиту, доразгоняли спутник, это был очень ответственный момент. Имя человека, который должен выйти в открытое космическое пространство на нашем спутнике, мы узнали лишь когда Гагарин уже полетел. Все держалось в секрете. А вот Косберг Гагарина уже знал хорошо. Для нас, конструкторов, пилотируемая эра началась, когда включилась наша третья ступень, и Гагарин сказал на весь мир: "Косберг сработал!" За этот запуск Гагарина я получил свой первый орден - "Знак почета".

ДВИЖЕНИЕ НАВЕРХ

- Моя жизнь дорога мне каждым ракетным двигателем нашей страны. Все они разрабатывались здесь, в КБХА. Но свою докторскую я защитил только в 70 лет. Сын тогда сказал мне: "У тебя же все уже есть, даже Орден Трудового Красного Знамени, зачем тебе в 70 лет еще докторская?" Но к тому времени я для себя давно усвоил: если ставишь перед собой цель - ее надо достигнуть, пусть и с большим опозданием. Все дела в жизни, все цели надо доводить до завершения. И никогда, ни в каком случае не терять вдохновения. Поэтому я на склоне лет после каждого рабочего дня все равно сидел над докторской. И защитился. Все эти годы в Воронеже, начиная с 58-го и по сей день, научили меня главному: быть обязательным, пунктуальным, трудиться каждый день и ценить каждого, с кем ты работаешь в команде.

- Я всегда был заядлым футболистом, еще в 60-х мы организовали на предприятии свою первую футбольную команду, которая четырежды завоевывала Кубок России среди производственных коллективов. Именно поэтому, когда мне в 77-м году на общественных началах предложили руководить всей работой по организации вновь созданной в Воронеже футбольной команды "Факел", а потом стать начальником команды - я согласился. Мы создали "Факел", и уже через два года он вышел в высший дивизион страны.

- В 80-м году у меня случился инфаркт. Выкарабкался и поехал в санаторий им.Цюрупы поправлять здоровье. И, увидев тогда, в каком состоянии был санаторий, дал себе слово сделать его одной из лучших здравниц страны. Как конструктор КБХА решил взять шефство над санаторием. С тех пор мы внедрили в его лечебный процесс инновационные запатентованные технологии, у которых нет аналогов в санаторно-курортных учреждениях России.

- Ракетный двигатель, в котором при изготовлении каждой детали лежит фатальная ответственность за весь проект в целом - это такая идеальная модель для сборки экономики страны. Ей сейчас очень нужен прежний структурный порядок. И тогда она снова начнет движение вверх.