29 марта 2024

Насколько хорошо в Воронеже работают онлайн-навигаторы

30.03.2018

С каждым годом автомобильных пробок становится все больше. И это не только воронежская проблема: урбанизация и изменение уклада общественной жизни "выгоняют" на улицы все больше и больше машин.

Чтобы как-то адаптироваться к этой сверхплотной автомобильной жизни, и были придуманы онлайн-навигаторы с показом пробок и возможностью построения оптимального маршрута. Насколько хорошо они работают в Воронеже, проверил корреспондент "Берега".

Полноценную навигацию может обеспечить почти любой смартфон. С развитием сотовых технологий, когда в телефонах "прописался" интернет, навигаторы научились не просто строить маршрут, но и делать это с учетом дорожной обстановки, получая актуальную информацию с сервера.

Обмен двухсторонний - программа не просто сообщает, на каких магистралях сейчас все плохо, а на каких движение относительно свободно, но и замеряет скорость и местоположение самого абонента. Эти данные потом попадают в общую копилку. Так что вывод очевидный: чем больше пользователей, тем корректнее показываются пробки. Многие водители уже пользуются тем или иным сервисом, осталось только выбрать, какой лучше.

БЕСПЛАТНО И ЗА ДЕНЬГИ

Онлайн-навигаторы можно условно разделить на две группы - "исконные" интернет-ресурсы и традиционные навигаторы, которые научились работать с пробками. Для сравнения из первой группы мы взяли навигаторы "Яндекса" и "Гугла", из второй - "Навител" и "СитиГид". У них немного разный подход. Для работы "Яндекса" и "Гугла" нужен интернет. Без связи с Сетью они не просто не покажут пробки, но и маршрут не смогут построить, тогда как "Навител" и "СитиГид" просто маршрут предложат и без интернета, зато при подключении к Сети начинают показывать пробки.

Казалось бы, второй вариант универсальнее, но рынок захватывают навигаторы первой группы, а все потому, что они бесплатные. Скачал из интернета и пользуйся на здоровье, тогда как и для "Навитела", и для "СитиГида" нужно покупать карты. Цены начинаются от 600 рублей и зависят от того, сколько регионов и стран тебе нужно.

КРАСНАЯ СТРЕЛА

Корреспондент "Берега" протестировал все четыре навигатора на улицах Воронежа. Предупреждаем сразу, что все наши оценки носят субъективный характер и не претендуют на истину в последней инстанции. Оказалось, что, несмотря на наличие одинаковой функции построения маршрута с учетом пробок, все программы делают это по-разному.

"Яндекс" - любитель идти простым путем. Он часто предлагает самые очевидные, но и самые "пробочные" маршруты. Чтобы эта программа начала "креативить" и искать пути объезда, затор должен быть очень серьезным. Но для Воронежа это не всегда недостаток - с учетом отсутствия у нас полноценных дорог-дублеров любой объезд в нашем городе увеличивает расстояние в пути, и не факт, что это поможет. Кроме того, пришлось заподозрить "Яндекс" в излишнем оптимизме. Зачастую программа показывает "зеленые" улицы там, где пробка в самом разгаре.

"Гугл" охотнее выбирает пути объезда, хотя голову в этом вопросе не теряет и старается найти самый быстрый путь с учетом всех параметров. По сравнению с "Яндексом" у "Гугла" больше фантазии в построении маршрута. Нужно в час пик попасть от цирка к областной больнице? "Яндекс" обычно предлагает Московский проспект, проспект Революции и объезд по окружной, "Гугл" еще рассчитает вариант поездки по набережной и через СХИ. Объективнее "Гугл" показывает и загруженность. Уж если улица закрашена зеленым - значит движение там почти наверняка свободное.

Казалось бы, платные программы должны работать лучше бесплатных, но в данном тесте это оказалось не так - и "Навител", и "СитиГид" по качеству построения маршрута субъективно уступают интернет-навигаторам. Первый - слишком большой паникер. Чуть заметив пробку, он уже предлагает ехать в объезд, притом что пробка может быть небольшой, а объезд - сильно увеличить расстояние. "СитиГид" мелких пробок не боится и в режиме крупных заторов начинает вести "огородами" - иногда в прямом смысле этого слова. Считаю, что неплохо ориентируюсь в городе, но после нескольких поездок с "СитиГид" узнал несколько новых улиц. И при умеренных заторах езда по закоулкам время в пути обычно не уменьшает.

СПРОВОЦИРОВАТЬ НА НАРУШЕНИЕ

Нельзя не отметить: у каждого из навигаторов есть определенные "косяки" по части знания организации движения в Воронеже. Самые популярные - разворот в месте вливания улицы Свободы в улицу 9 Января, поворот налево с ул. 60 лет ВЛКСМ, проезд по ул. Целинная к "Работнице", разворот на пересечении ул. Димитрова и Волгоградской. Все эти маневры запрещены, а навигаторы мало того что предлагали нарушить ПДД, так еще и маршрут строили с их учетом.

Выяснились еще некоторые "косяки". "Гугл" почему-то выдал, что есть дорога с ул. 9 Января в Северный микрорайон мимо 98-й школы, хотя ее давно перекрыли. "СитиГид" посчитал, что по улице Максима Горького можно проехать транзитом, хотя в верхней ее части она такая узкая, что машина там не пройдет. У "Яндекса" нарисована дорога от ул. Машиностроителей к Ясному проезду через промзону, хотя в реальности там проехать нельзя. И еще много всяких "мелочей".

Скидку на погоду навигаторы делать тоже не умеют. Сразу несколько программ предложили в пик снегопадов подняться вверх по улице Ремесленная Гора. Летом такой маршрут возможен, но зимой проехать по обледенелой улице в очень крутой подъем можно только на крутом внедорожнике.

ЧТО В ИТОГЕ

"Гугл" показался нам самым адекватным с точки зрения построения маршрута, но сама программа блеклая. "Яндекс" слишком очевидный, зато он очень приветлив к пользователям - и дизайн у него симпатичнее, и информации во время поездки показывает больше. Традиционными навигаторами с онлайн-режимом тоже можно пользоваться, но особых преимуществ у них нет, а кроме того, они платные, что совершенно неконкурентоспособно на фоне "Яндекса" и "Гугла".

В целом тестирование онлайн-навигаторов в Воронеже показало, что пользоваться ими можно и нужно. Они хорошо помогают учитывать нестандартные ситуации - типа внезапного ДТП или отключения светофоров - и могут уберечь от попадания в затор в режиме средней загрузки дорог. В час пик от них тоже может быть польза, особенно если вы движетесь нестандартным для себя маршрутом и не знаете пробочный "фарватер". Но, пускаясь в объезд незнакомым маршрутом, нужно быть внимательным, чтобы ненароком не нарушить ПДД или не застрять. Каким бы навигатором вы ни пользовались, включать голову и критически анализировать предложения электронного разума в любом случае будет полезным.