12 декабря 2018

Почему НКО Воронежской области не спешат вступать в реестр поставщиков социальных услуг? // Берег

06.03.2018

Реестр социально ориентированных НКО, получающих государственную поддержку, начал формироваться в регионе с 2016 года. На сегодняшний день в него вступили восемь местных организаций. Какие преимущества дает им новый статус, трудно ли его получить и стоит ли игра свеч - "Берегу" рассказал руководитель Ресурсного центра поддержки НКО Воронежской области Валерий Черников.

- Валерий Викторович, привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг является одной из приоритетных задач Ресурсного центра в последние несколько лет. Можно ли говорить об успехах в этой работе?

- Сейчас в реестре поставщиков социальных услуг числятся 117 организаций, из них только семь - некоммерческие. Еще одна - ООО "Добро плюс". Остальные организации - казенные и бюджетные, которые и без того занимаются предоставлением населению соцуслуг. Еще 33 НКО заявили о желании войти в реестр и занимаются сбором документов. К концу 2018 года, думаю, десять из них смогут получить новый статус. Конечно, этого пока недостаточно. Минимум 10% рынка социальных услуг в регионах, по распоряжению Минтруда, должны занимать некоммерческие организации. В Воронежской области рынок освоен пока что на 2-3%. Тем, кто числится в этом реестре, полагается компенсация от государства за оказанные гражданам услуги трех типов: стационарных, полустационарных и на дому.

- 2-3% - не маловато ли для города-миллионника?

- Тарифы на оказание услуг, установленные государством, на сегодняшний день катастрофически малы. К примеру, разовая уборка жилых помещений стоит десять руб., купание - почти 50, приготовление пищи - 12. Социально-психологические услуги - консультирование - оцениваются в 12-18 руб., обучение практическим навыкам ухода за тяжелобольными - в 43. Для госучреждений это адекватный тариф, потому как оплата коммунальных услуг, плата за аренду помещения и прочее - совершенно иные статьи расходов, которые покрываются не за счет этой компенсации, а из других источников. НКО же должны думать, как выжить исключительно на этот тариф. Вот потому некоммерческие организации не торопятся входить в реестр поставщиков: при неудачном раскладе они могут работать себе в убыток. Тарифы эти планируется пересмотреть, и тогда ситуация выровняется.

- А в чем плюсы реестра поставщиков?

- Для населения это - выбор. Для организаций - престиж и возможность получить грант от государства.

- Но ведь НКО - это организации, не нацеленные на извлечение прибыли как таковой. Реестр не противоречит данному утверждению?

- Любая НКО может получать за свою работу средства. Но есть одно но - и большое. Если коммерческая структура вправе распределять финансы как угодно, то НКО может тратить средства только на свою деятельность. Если организация умеет зарабатывать самостоятельно, то она сможет поддерживать свои социальные проекты в любое время, а не от гранта к гранту. Коммерческая составляющая - это стабильность, подушка безопасности. По такому принципу в Воронеже работают детская организация "Искра" и АНО "Маяк", которая занимается реабилитацией наркозависимых. Они предоставляют незащищенным слоям населения бюджетные места (в детских лагерях и реабилитационном центре соответственно - прим. авт.), в то же время принимая желающих на коммерческой основе.