25 апреля 2024

В Воронеже работает необычная мемориально-художественная выставка

17.12.2017

Единственное материальное наследие второго фестиваля поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМВ­ФЕСТ - "Библиотека убитых поэтов". Фестиваль в течение трех декабрьских дней активно обживал площадку Камерного театра, представляя фестивальному зрителю спектакли, концерты, лекции, поэтические вечера.

В череде событий программы форума значилась также выставка питерского художника Григория Кацнельсона, развернутая в арт-галерее театра; ее-то я "наследием" и назвала, опираясь на тот факт, что проработает "Библиотека…" до конца нынешнего года и, значит, ждать своего зрителя будет еще пару недель.

Близкие и неизвестные

Осип Мандельштам и Юрий Юркун, Даниил Хармс и Владимир Нарбут, Николай Гумилев и Николай Пунин, Александр Введенский и Николай Олейников… Многоточие здесь - неизбежное: экспозиция "Библиотеки убитых поэтов" объединила портреты жертв советского режима, коих по факту много больше, чем представлено на выставке. Просто нельзя объять необъятное.

- Поэтов, над портретами которых планировал работать, я отбирал по субъективному принципу, - пояснил автор проекта Григорий Кацнельсон. - В первую очередь писал тех, которые мне ближе. Но ради того, чтобы зритель смог составить впечатление о литераторах не только первого ряда, добавил совсем неизвестных - таких как поэт из Казахстана Магжан Джумабаев, переводчик Юлиан Щуцкий.

Портреты "убитых", каждый из которых соответствует той или иной букве русского алфавита, оформлены отчасти театрально - размещены в непрезентабельных деревянных ящиках-близнецах с открывающимися дверцами. За этими безликими ячейками, зловещими "заслонками" - судьбы поэтов и граждан. Которых - без вины, как правило, виноватых - закрыли раз и навсегда.

Победы чудаков

Аллюзии просятся тут многочисленные, но самую актуальную озвучил на открытии выставки худрук Камерного Михаил Бычков, напомнивший о ситуации с режиссером Кириллом Серебренниковым и его соратниками; ключевая тема фестиваля - "поэт и государство" - раскрывается при помощи "библиотечной" коллизии сполна. И остается только надеяться, что, по заключению Бычкова, "к трагическим и кровавым страницам взаимоотношений государства и художника мы все-таки не вернемся".

Григорий Кацнельсон сделал свою "Библиотеку убитых поэтов" в 2015-м - прицельно для экспонирования в питерском Доме-музее Анны Ахматовой. Но со временем выставка превратилась в передвижную: Воронеж - третий город, ее принявший. Интересно, что кочует "Библиотека", постоянно прирастая новыми экспонатами, отсылающими к местным реалиям: воронежская, в частности, экспозиция дополнена пейзажами здешних мандельштамовских мест. Что же до концепции проекта - она, при всех прочих, неизменна.

- Основная идея выставки в том, что чудаки и волшебники способны победить злое и рассерженное государство, - подчеркнул ее автор. - Изначально они могут проиграть ему - и их уничтожат. Но в дальнейшем эти люди возвращаются к нам, остаются с нами, помогают нам жить.