26 апреля 2024

"Тот самый день" в воронежском театре драмы

13.12.2017

Собираясь отозваться на новый спектакль, презентованный на днях в академическом театре драмы им. А.В.Кольцова, вспомнила знаменитую "Операцию "Ы": "Экзамен, профессор, для меня всегда праздник". Театральная премьера к экзамену приравнивается без натяжек, и, значит, ассоциация ее с праздником - естественна и логична. Но не все так просто.

Во все тяжкие

Ярослава Пулинович, "Тот самый день" - пьеса, по которой поставлен спектакль. Акцент на драматическом материале как основе постановки - обычная практика ее аналитического разбора, но наш случай - особый даже в этом контексте. Потому что именно cочинение молодого, но уже лихо раскрученного автора определило тональность, окраску и, само собой, звенья сюжетного ряда, составленного из типологических реалий сегодняшнего сурового дня.

Коллизии - откровенно провинциальные: неустроенная в личной жизни умница Маша, 37-летний искусствовед, решает зачать ребенка. Вот вдруг! Вот прям "вынь и положь"! Потому как - "тот самый день"! Внука хочет Машина мама, которая до поры огораживала дочку от внимания представителей сильного пола, но - час пробил. Заботливая родительница приглашает в дом потенциального жениха и его авторитарную мамашу, с которой приятельствует, но компания не складывается. И бедная Маша, закусивши "Последним шансом" (так она, ну очень остроумная и ироничная, назвала салат, поданный к столу), пускается во все тяжкие.

С конкретной целью - забеременеть - великовозрастная барышня ревизирует злачные места, где встречается с порочными членами общества. И, куда ни ступит, делает неутешительные выводы: вокруг да около в этой быстротекущей жизни - мямли, неадекваты, извращенцы и лжецы. А Бога - то бишь справедливого возмездия за деяния - этот несимпатичный народ не боится потому, что, делая сомнительный выбор, тайком скрещивает пальцы за спиной. Мол, происходящее здесь и сейчас - не считается…

В выражениях не стесняются

Проститутка, стремительно попавшая в подруги героини, фееричное бракосочетание геев, гопники в "удобных тренировочных штанах", благородно отказавшиеся насиловать отчаявшуюся искусствоведшу, православные активисты с гитарой, ряженый Сталин, тупой депутат и, конечно же, ангел, которому адресуются вечные вопросы бытия… В выражениях "публика Пулинович" не стесняется, чему нисколько не удивляешься. Наоборот: стилистика действа с первых тактов буквально вопиет о том, что от любого из его участников надо ждать какой-нибудь гадости с языка. И гадость - тут как тут; все, дескать, как "в натуре". Антураж - тоже "из жизни": кадры первоканального "Модного приговора" на задВ­нике сцены, разговоры про поездку в "Ашан", караоке с Еленой Ваенгой и т.п.

Я, к слову, не категоричная противница использования в произведениях искусства даже обсценной лексики (которая, уточним, в спектакле не звучит). Да-да, в произведениях искусства! Ибо оно имеет право быть разным, многоликим и пр. И в каких-то случаях - исключительных - точнее матерного никакое другое слово не передаст оттенок эмоции, а то и чувства, нравится это поборникам нравственности или нет. Но, мне кажется, надо быть едва ли не гением, чтобы обладать даром органичного, художественно оправданного употребления "запретных" слов в своих творениях, а Пулинович с гениальностью вяжется не очень.

Прямо по тексту

Разговор о спектакле самопроизвольно превратился в изложение впечатлений от пьесы в силу того обстоятельства, что режиссер Никита Рак, поставивший "Тот самый день" на Малой сцене, шел практически "прямо по тексту". Постановочные эффекты решал в той же "заданной" стилистике, а вопрос к нему напрашивается один: чем привлекла пьеса Пулинович? Но поскольку ответ предсказуем, заключим в очередной раз, причем безоценочно: на вкус и цвет товарищей нет.

Что касается актеров - они, как всегда, стараются. Местами даже чересчур, утрированно, подчеркнуто иллюстративно. Ну и слишком наглядна разница в лицедействе опытных мастеров сцены и их молодых (и не очень) коллег - будто выпускники разных актерских школ собраны в один ансамбль. Хотя - почему "будто"? Так оно и есть.

Костюмы, сценография - все вполне функциональное, но, на мой взгляд, несколько лобовое, предсказуемое. Чего стоит жестко установленный по центру сцены диван, навязчиво напоминающий о намерениях героини родить - а ну как зритель отвлечется от кардинальной линии…

В качестве постскриптума: мнения о новом спектакле - разные. Положительных - хватает. Оно, однако, и Ярославу Пулинович многие театральные деятели хвалят, не жалея эпитетов. Может, держат за спиной пальцы крестиком?..

КСТАТИ

Маленькое отступление, почти лирическое. Когда мы говорим об исключительной роли русских классиков - подчеркиваем: они своими бессмертными произведениями вскрывали язвы общества, потому как видели дальше и больше окружения. Выступали пророками, провидцами, провозвестниками. За что и стали любезны народу, которому посвятили лиру. Когда же подобные функции берет на себя современный литератор, разумно ли игнорировать то обстоятельство, что сегодня эти самые "язвы" не видит разве что слепой? Что, кто-то не в курсе насчет того, что в современной российской будничности полным-полно грязи? Какие такие открытия явила миру Ярослава Пулинович? Или вечный женский плач, протянутый лейтмотивом произведения - от кого рожать-то? - есть неожиданное откровение? Не звучавшее разве что из утюга…Погружать читателя-зрителя в ту же помойку, из которой он и без театра не вылазит - не творческое достижение того или иного автора. Может, "Капитан Очевидность" - не самая позорная регалия для литератора, но и чести она ему, на мой взгляд, не делает: на поверхностном копировании действительности глубокой философии не "нароешь". А "Тот самый день" - претензия как раз на "философское осмысление" всего и вся, увы и ах.