28 марта 2024

Как наш город приспособлен для жизни людей с инвалидностью?

17.11.2017

Реальных изменений, которые сулит выполнение программы "Доступная среда", воронежцы с инвалидностью пока на себе не очень ощущают. Адаптация социальных объектов вроде бы идет своим чередом, только вот выйти из собственного дома без посторонней помощи для многих людей с ограниченными возможностями здоровья - по-прежнему большая проблема.

Под страхом срыва

Житель областного центра Дмитрий Бибиков - инвалид-колясочник. Выйти из дома самостоятельно он может позволить себе только летом или весной - в хорошую погоду. В дождь или снег рисковать не решается, ведь чтобы прогуляться, он вынужден "выходить в окно". В буквальном смысле - с балкона пятого этажа на специальном альпинистском тросе. Другого способа покинуть квартиру у колясочника просто нет.

- Я сел в инвалидное кресло в 2004 году, когда случайно сорвался с этого же балкона. А в 2008 году решился на это изобретение, - рассказывает Дмитрий. - Надеялся, что так действовать мне придется недолго и я перееду в частный дом на положенном мне по закону земельном участке. Но мне его до сих пор не предоставили.

На очередь как инвалид, имеющий право на первоочередное получение земельного участка в черте города под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) Бибиков стал еще в 2009 году. В ДИЗО ответили: сформированных участков нет, ждите или предлагайте варианты самостоятельно. Он так и поступил, но оказался в общей очереди из-за земельных споров.

Впрочем, право предоставления участков инвалидам под ИЖС - тема для другого исследования. А вот жилищные условия, в которых приходится пребывать колясочнику на протяжении десяти лет, наталкивают на размышления. Если решение земельных споров - вопрос далеко не минутный, то неужели за это время нельзя было превратить дом (подъезд), в котором живет сейчас бедолага, в "доступный"?

Почему программа буксует?

Федеральная программа "Доступная среда", действующая во всех субъектах России, рассчитана до 2020 года. Она предполагает соблюдение ряда требований и условий к городскому дизайну, инфраструктуре объектов и транспорта, которые позволяют инвалидам свободно и комфортВ­но передвигаться в и получать информацию.

Представители власти, отчитываясь по результатам программы, обычно рисуют позитивную картину изменений. Впрочем, формально для этого есть основания. Так, по итогам 2015 года департамент экономического развития Воронежской области оценил эффективность программы на 4,75 балла - это довольно высокий показатель. Средства, закладываемые под эту программу, тоже весьма серьезные. В апреле 2016 года правительство России выделило нашему региону 46,661 млн руб. для создания безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных граждан, а за год до этого - 102,542 млн руб. на инклюзивное образование.

Но надо учесть, что программа "Доступная среда" прежде всего предполагает адаптацию социальных объектов, которыми пользуются или могут воспользоваться люди с инвалидностью. Оснащение специальными конструкциями многоквартирных домов (МКД) этой программой не предусмотрено. Возможность оборудовать МКД пандусом или специальным лифтом есть - за счет средств капитального ремонта или целевого сбора, а также финансовой помощи управляющей компании. Но решение об установке принимает общее собрание жильцов, которые зачастую не соглашаются тратить общие деньги на одного-двух человек с инвалидностью, проживающих в их подъезде. И тут, как говорится, ни один суд не поможет: если нет подписей большинства в протоколе собрания, то инвалиду, как правило, остается надеяться на чудо.

Люди с инвалидностью тратят много времени и сил, чтобы им помогли установить в их домах обыкновенные пандусы. Руководитель центра "Доступная среда" Александр Попов совместно с районной управой добивался положительного решения своего вопроса три года.

Есть ли выход?

Недавно общественники провели круглый стол, посвященный проблемам реализации упомянутой программы. Программа, по их мнению, реализуется интенсивно, но вместе с тем неэффективно. К такому выводу общественные деятели пришли после проверки 50 наиболее социально важных маршрутов, которые они осмотрели в сентябре - октябре текущего года.

По словам активиста Светланы Мишановой, в сентябре 2017 года общественники совместно со специалистами центра "Доступная среда" и представителями организации "Молодая гвардия" осмотрели маршруты, по которым передвигаются люди с инвалидностью. Для определения этих маршрутов были опрошены 25 инвалидов-колясочников, ведущих активный образ жизни. Аудит осуществлялся у многоквартирных домов, на конечных остановках, в поликлиниках, аптеках и т.д.

- Мы, обследовав многие маршруты, установили: да, учреждения и дома оснащаются пандусами, но они чаще всего установлены неправильно. У нас курсируют низкопольные автобусы, но фактически воспользоваться ими инвалиды не могут. То же и с социальным такси, оно существует лишь номинально. Заказать его на необходимое время практически невозможно, - объяснила Светлана Мишанова. - Самостоятельно добраться до нужного места инвалид не может, потому что на пути встречает естественные и технологические преграды.

И первое препятствие - выход из собственной квартиры многоэтажного дома без лифта. Справиться с этим сложно даже при помощи социального работника или родственников, а одному - и вовсе не под силу. Фактически из обследованных общественниками маршрутов доступны для инвалидов лишь 10%, то есть на них колясочники могут передвигаться без посторонней помощи. 50% маршрутов была присвоена категория "средней сложности", а еще 40% - "тяжелые".

Дело в том, что конструкции, которые должны служить для беспрепятственного передвижения, делаются зачастую для галочки: под таким углом наклона, что инвалид-колясочник может попросту выскочить из своего кресла.

- Якобы адаптированными маршрутами в большинстве случаев не могут воспользоваться не только люди с инвалидностью, но и другие маломобильные группы населения, например, мамы с колясками, - заключил Александр Попов.Общественники пришли к выводу, что важно переориентировать программу, сделать ключевым аспектом адаптацию не отдельных учреждений и объектов, а полноценных маршрутов, которыми следуют люди с инвалидностью. Плюс ко всему, они требуют включить активистов в комиссию по приемке этих маршрутов, чтобы они уже на этапе организации доступной среды проследили за качеством ее создания.