02 декабря 2022

Воронежцы любят свой город больше, чем он того заслуживает?

07.07.2017

Журнал "Русский репортер" представил проект "Рейтинг российских мегаполисов - 2017". Исследование состоит из двух частей: статистической и социологической. Статистики зафиксировали уровень социально-экономического развития, социологи провели опрос: почему жителям нравится или, наоборот, не нравится их город. Итоговое место рейтинга представляет примерно среднеарифметическое из двух полученных цифр. И, что характерно, в верх рейтинга Воронеж тянула народная любовь (8-е место), в низ - объективные показатели индекса социально-экономического развития (17-е место).

То есть, в переводе на язык арифметики, мнение воронежцев о своем городе в два раза выше его социально-экономических достоинств.

Индекс соцэкономразвития формировался из 10 статистических критериев: среднемесячная зарплата, общие бюджетные расходы на одного жителя, количество преступлений на тысячу жителей, уровень безработицы, строительство жилья, оборот розничной торговли и т.д. После бурного подъема в тучные годы строительство находится на спаде, торговля - в стагнации, и все это отражает динамику реальных доходов горожан. С бюджетом все стабильно: его как не хватало, так и не хватает. Если бы не аналогичные проблемы других городов, мы оказались бы в конце списка.

Но что воронежцу зарплата, что воронежцу темпы строительства! Плюсы своему городу он ставит совсем за другое. Приоритет отдает кафе, клубам и ресторанам - и их количество и качество удовлетворяет половину опрошенных. 31% горожан устраивает доступность товаров и услуг, 28% - кино и театры. Каждый четвертый воронежец безусловно рад городским паркам и скверам.

Но как только тема опроса перестает касаться темы отдыха, картина меняется. Воронежские вузы устраивают лишь 15% горожан, общественный транспорт - 9%. Такие базовые показатели, как качество автомобильных дорог, хорошая работа, безопасность, школы и детские сады, экология, медицина, доступность удобного жилья, набирают менее 5% каждый.

Город, по мнению его собственных жителей, не очень комфортен для работы и решения житейских проблем, зато прекрасно подходит для отдыха и развлечений. Не Воронеж, а Монте-Карло какой-то.

Могла бы насторожить и динамика народного доверия жителей: по сравнению с 2014 годом число жителей, которым нравится жить в городе, упало с 84 до 72%. Но падение на 12 пунктов - это ровным счетом средняя величина падения для всех крупных городов. На эти же 12% упали и наш сосед сверху Ростов-на-Дону и сосед снизу Нижний Новгород.

А первое место во всех рейтингах заняла, как и в прошлом исследовании, нефтеносная Тюмень. И даже темпы падения народной любви к этому суровом краю - самые низкие. Что заставляет задуматься о приоритете современных ценностей.