30 ноября 2022

Воронежцев пригласили на творческую кухню Всеволода Мейерхольда

01.07.2017

То, что выставка "Мейерхольд и художники. Пространство игры", развернутая в зале на Кирова в рамках Платоновского фестиваля, окажется одним из центральных пунктов визуальной программы форума, было очевидно еще до его открытия. И ожидания заинтересованного зрителя оправдались целиком и полностью: в Воронеж приехала своего рода творческая кухня великого режиссера-реформатора XX века - богатая и "ароматная".

По законам сценографии

Платоновский фестиваль - не единственный организатор выставки; в "соавторах" тут - Театральный музей им.А.А. Бахрушина (Москва), один из крупнейших российских музеев и постоянный, начиная с 2014 года, партнер Платоновфеста. Куратором выступила искусствовед Наталья Макерова - заведующая музеем-квартирой Всеволода Мейерхольда. Подход, таким образом, к обустройству экспозиции - самый серьезный, отсюда и результат. Обеспеченный, кроме всего прочего, стильным оформлением зала: "пространство игры" организовано именно как пространство - на театральный манер.

"Крупные планы" (включая портреты мастера и его коллег) и прочие выигрышные приемы сценографического контекста результативно работают на усвоение материала.

Эскизы декораций легендарных спектаклей и реконструкций костюмов, сами костюмы (оригинальные, в полный рост), макеты, фотографии, чертежи… Мало сказать - раритеты; нам без преувеличения показывают настоящие сокровища из фондов Бахрушинского музея и Музея русского театра, существующего при питерской Александринке.

Слайд-шоу в помощь

Экспонаты можно рассматривать не только в прикладном значении, исключительно как иллюстрации к творчеству Мейерхольда, но и как самодостаточные произведения искусства. Имена авторов говорят сами за себя: Судейкин, Сапунов, Головин, Лавинский, Кукрыниксы… И все-таки главная цель показа - обозначить проблему воздействия сценического пространства на способ актерского существования в спектакле. Понятно, что воздействие это - фактор из разряда первостепенных, и повышенное внимание к нему Мейерхольда - закономерно.

- На протяжении своего творческого пути Мейерхольд сотрудничал со многими художниками, оказавшими влияние на стилистические особенности спектаклей Мастера, - отмечает Наталья Макерова. - Экспонаты выставки сгруппированы по разделам, отражающим процесс развития уникального режиссерского метода Мейерхольда.

"Прочитать" постулаты этого метода предложено по видеоряду знаменитых спектаклей Всеволода Эмильевича - "Ревизор", "Балаганчик", "Смерть Тарелкина", "Горе уму", "Дама с камелиями" и других. Ощутимо облегчает такое "чтение" наличие экранов-фоторамок, установленных в зале и демонстрирующих этапные постановки в виде слайд-шоу: прием как бы оживляет то самое "пространство игры", которая наблюдается здесь и сейчас - непосредственно на зрительских глазах. Эффектно, наглядно, убедительно - что, собственно, и требуется.