24 апреля 2024

Группа "ДДТ" напомнила воронежцам историю страны

04.04.2017

Работоспособности Юрия Шевчука и его команды можно только позавидовать. Пока отдельные "забронзовевшие" герои мутных восьмидесятых в который раз колесят по нашей необъятной с набившими оскомину программами типа "лучшее", "ДДТ" на месте не стоит. Коллектив постоянно ищет новый звук, записывает интересные альбомы, готовит специальные концертные программы. Вот и "История звука", которую не так давно музыканты показали воронежцам на сцене главного концертного зала Сити-парка "Град" Event-Hall, получилась весьма необычной.

Три блока

Юрий Юлианович первоначально хотел назвать эту программу просто: "История". Однако поразмыслив, решил, что "вывеска" получается уж очень пафосная. Так "История" стала "Историей звука". Суть дела - в желании продемонстрировать путь, которым шла последние три с половиной десятка лет наша страна, сквозь призму развития группы "ДДТ". То есть - относительно большое в относительно малом.

Упростив ситуацию, можно сказать, что группа выбрала песни изо всех эпох и периодов своей творческой жизни, сведя их в один концерт. Но это, пожалуй, не совсем корректно. "История звука" - не "бест", не хиты. А вещи, наиболее ярко отразившие перемены, сладковатый аромат которых ощущается в воздухе и по сей день.

Любопытно, что многие из этих вещей группа играла не полностью - всего по одному-два куплета, объединяя фрагменты разных композиций в солидные по метражу попурри. При этом в концертный сет оказались включены вещи, много-много лет не звучавшие со сцены (в том числе - реликтовые "Дохлая собака", "Я получил эту роль", "Милиционер в рок-клубе" и др.).

В целом же программа была условно разделена на три части: "блок рок-н-роллов" (композиции восьмидесятых), блок вещей из девяностых и "блок "Индастриал" (вещи нулевых). Группа придумала интересные "отбивки" между частями: так, одной из "границ" стали, по выражению Шевчука, "стихи на бас-гитаре" - соло, исполненное укротителем басовых струн Романом Невелевым, с 2011 года играющим в составе "ДДТ". Еще одной "подведенной чертой" явился сольный номер вокалистки Алены Романовой, решенный в стиле "индастриал-фолк".

Гитара из 92-го

Почти в самом начале концерта Юрий Юлианович поинтересовался у зала, везде ли все слышно. "Мы с собой несколько трейлеров с аппаратурой привезли, мы старались, - заметил музыкант. - Хороший свет и звук - наша рабочая совесть". Если так, то никаких проблем с совестью у группы определенно нет - и звук, и свет выстроили отменно.

Впрочем, завсегдатаи выступлений "ДДТ" иного и не ожидали. Никто не удивился и супераншлагу, и почти семейной атмосфере концерта, и существенно обновленным версиям старых вещей. А вот то, что Юрий Юлианович, которому без пяти минут шестьдесят, будет источать совершенно необузВ­данную энергетику и неистово скакать по сцене - для многих, похоже, явилось откровением. Группе все-таки почти четыре десятка лет; возраст - штука неумолимая, но Шевчук, тьфу-тьфу, выглядит и держится очень-очень свежо! Не говоря уж о том, что голос музыканта претерпел минимальные изменения и звучит все так же мощно и сочно, как раньше. Только теперь в коллективе есть еще и певица, так что ряд номеров за счет парного вокала заиграли новыми красками.

Без хитов, разумеется, не обошлось. Группа традиционно "уступает" непритязательной публике, включая во все программы последних лет два-три "мегабоевика" из серии народных нетленок. Так что "Просвистела", "В последнюю осень" и "Ветер" исполнялись хором в несколько тысяч глоток. И, кажется, почти никто не обратил внимание на то, что песни звучали совсем не так, как прежде. И отнюдь не потому, что в группе играли другие люди. Аранжировки "проапгрейдили" совершенно сознательно. Хотя соло в "Последней осени" гитарист Алексей Федичев исполнял на том самом инструменте, который использовался при записи альбома "Актриса весна" 1992 года, куда входит эта вещь (на альбоме гитарное соло в этой вещи играет Никита Зайцев, тогдашний скрипач группы). Много лет "та самая" гитара простояла в студии бесхозной (Никита ЗайВ­цев ушел из жизни в 2000 году) - и вот снова пригодилась!

Память - жива

Одним из последних номеров стала новая вещь "Любовь не пропала", поклонникам коллектива, впрочем, уже хорошо известная. В начале марта "ДДТ" исполнили ее в программе "Вечерний Ургант". Позже она вошла в трехдисковый сборник "История звука", составленный по мотивам одноименной программы и предназначенный для продажи только на концертах команды.

Песню "Ветер" музыканты посвятили российским коллегам по рок-н-ролльному цеху, которых больше нет в живых.

- Давайте почтим их память, - предложил слушателям Юрий Шевчук. - Они были очень свободными людьми. Если кто-то из них вам особенно дорог - похлопайте, ему там будет приятно.

Самых громких аплодисментов, разумеется, удостоились наиВ­более известные рок-герои. Команде же стоит сказать спасибо за то, что на "виртуальной аллее памяти" оказались и те, кого практически не знает массовый слушатель - Георгий Ордановский ("Россияне"), Денис Медведев ("Два самолета"), Сергей Данилов ("Мифы") и другие замечательные музыканты, чьи имена, увы, не на слуху.

Целиком же воронежский концерт группа посвятила памяти выдающегося рок-н-ролльщика Чака Берри, умершего 18 марта этого года. А прежде чем завершить выступление, коллектив исполнил на бис ставшую вновь острой и актуальной "Родину" и традиционную "Это все, что останется после меня".

- Ну как вам концерт, ничего? - поинтересовался напоследок у публики Шевчук, и многотысячный зал одобрительно загудел. - Да это и не концерт даже был. Так, пообщались…