03 мая 2024

Театр юного зрителя представил "Василия Теркина"

01.03.2017

Да, он впрямь разносторонний и многоликий - символ и одновременно конкретный, живой человек, простой солдат Великой Отечественной, главный ее герой. А именно - легендарный Василий Теркин, увековеченный в одноименной поэме Александра Твардовского. И с недавних пор обосновавшийся на сцене воронежского ТЮЗа.

СлагаемыеВ и сумма

Поставил спектакль главный режиссер театра Вадим Кривошеев, сосредоточившийся не на военных действиях (как, впрочем, и Твардовский), а на той, магнетического притяжения, субстанции, которая зовется русской душой. Она, как известно, бездонна, поэтому постановка представляет сразу шестерых Теркиных - как несколько ипостасей, воплощений главного героя. Который - парень хоть куда: и гармошку растянет запросто, и за словом в карман не лезет, и товарища подбодрит, и здоровым честолюбием не обделен. Не говоря уж о том, что в бою храбр и умел…

Все, таким образом, проявления индивидуальности, персонифицированной личности - налицо. Вот и имеет каждый из тюзовских Теркиных свое "личное" имя; в начале спектакля исполнители представляются зрителю, называя собственные, актерские имена. И с этого момента мы воспринимаем Михаила Теркина, Олега Теркина и т.д. отдельно взятыми единицами, самостоятельными персонажами. Компания этих молодцев, подобно сумме слагаемых, дает искомый результат - полноценный образ храбреца-балагура в типовой солдатской гимнастерке.

Также на сцене - шесть женщин, подчеркнуто разных. Солдаток, боевых подруг - в зависимости от локальной художественной задачи. Типа, каждому Теркину - по своей "Катерине Матвевне"; зритель оценивает эти дуэтные отношения и в контексте всей истории, и как отдельные ее части.

ОтмытьсяВ от войны

Справедливости ради заметим, что не все актрисы одинаково убедительны (как, впрочем, и Теркины), однако режиссерская задумка однозначно продуктивна: скупыми, но емкими фигурами речи и театрального искусства пишется-рисуется своего рода трагико-лирический эпос на тему "война и люди". К счастью, постановщик рассказал его без пошлого пафоса и дежурного патриотизма, следуя посылу Твардовского: "Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: просто парень сам собой он обыкновенный…"

Интересно сработал и сценограф (Валерий Мелещенков), предложивший лаконичное, стильное оформление сценического пространства. Никакой избыточности: фон происходящего - пожелтевшие страницы рукописи с поэтическими строчками, окружающие "поле деятельности". В гуще событий - грубый дощатый помост, установленный посредине сцены, легко и быстро трансформирующийся по ходу дела то в плот, то в танк.

Украшает постановку и душевное музыкальное оформление - песни в исполнении Гарика Сукачева, такого же, как Теркин, "простого" (но непростого!) парня. А финальная сцена, воспроизводящая банный день, звучит щемящей нотой и без того пронзительного мотива: грязь войны непременно должна быть смыта с прекрасных тел парней и девчонок, отдавших ей свою героическую молодость…