05 декабря 2022

В прокуратуре области обсудили вопросы борьбе с преступлениями в сфере ЖКХ

29.06.2016

В прокуратуре области состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов области "О совершенствовании межведомственного взаимодействия правоохранительных и контрольно-надзорных органов в борьбе с преступностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства".

В работе совещания приняли руководители правоохранительных органов региона, представители государственной власти, контролирующих органов.

С основным докладом по рассматриваемому вопросу выступил первый заместитель прокурора области Василий Хромых. Он, в частности, отметил:

"Соблюдение законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов области, органов государственной власти и местного самоуправления.

Обороты денежных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве региона исчисляются в миллиардах рублей. В этой сфере задействованы более 700 управляющих организаций и около 400 ресурсоснабжающих предприятий, оказывающих на платной основе услуги населению.

Подобные объемы денежной массы не могут не привлекать недобросовестных лиц, желающих обогатиться за счет бюджетных средств и населения.

В результате на протяжении последних лет жилищно-коммунальное хозяйство остается одной из криминогенных сфер общественных отношений.

Принятые правоохранительными и контролирующими органами меры принесли определенные позитивные результаты, но изменить положение существенным образом пока не удалось.

Одной из причин сложившейся ситуации являются упущения в деятельности правоохранительных органов на стадии досудебного производства. В первую очередь речь идет о следственных подразделениях органов внутренних дел.

За последние годы в них скопилось значительное количество материалов процессуальных проверок о преступлениях в сфере ЖКХ, по которым длительное время не приняты отвечающие требованиям закона окончательные процессуальные решения.

С одной стороны это обусловлено спецификой и значительной сложностью рассматриваемых преступлений, с другой - множественными нарушениями действующего законодательства.

Наиболее характерными из них являются неполнота процессуальных проверок, отсутствие объективного и взвешенного подхода к принятию решения, нарушение требований о разумном сроке уголовного судопроизводства.

Помимо недостатков на стадии проведения процессуальных проверок, оставляют желать лучшего качество и результативность предварительного следствия.

Наиболее резонансные и социально-значимые криминальные посягательства в сфере расходования средств, собираемых управляющими компаниями с населения, а также выделяемых на ремонт и возведение объектов коммунального комплекса с многомиллионным ущербом до настоящего времени не окончены.

Отчасти сложившееся положение обусловлено отсутствием судебной практики в регионе по делам о привлечении к ответственности руководителей управляющих компаний по ст. 165 УК России – за причинение имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием.

Вместе с тем, совместно с руководством Главного следственного управления прокуратура области активно занимается данной проблематикой.

Негативная ситуация по уголовным делам зашла настолько далеко, что на недопустимость волокиты при их расследовании в марте текущего года указано в акте реагирования заместителя Генерального прокурора, внесенном в адрес руководителя следственного Департамента МВД России. В 

Изучение этих дел в прокуратуре области выявило отсутствие должной инициативы при их расследовании со стороны следственных подразделений и ослабление ведомственного контроля соответствующими руководителями.

В значительной части случаев расследование уголовных дел приняло недозволенно затяжной характер из-за ненадлежащего планирования и производства следственных действий. Продолжают допускаться ошибки при документировании фактов преступной деятельности, оформлении процессуальных документов. Многие следователи недостаточно подготовлены к этой работе, слабо владеют методикой расследования преступлений такой категории.

Другой составляющей сложившегося положения являются недостатки прокурорского надзора, выражающиеся в низкой результативности принимаемых мер реагирования.

Прокурорами не всегда приводится исчерпывающий перечень мероприятий и следственных действий, подлежащих выполнению,В  не соблюдаются сроки проверки процессуальных решений.

Не соответствует предъявляемым требованиям и качество расследования уголовных дел, направляемых в суд, о чем свидетельствуют факты их возвращения для производства дополнительного расследования, в том числе следователям СУ СК России по Воронежской области.

Нарушения и волокита при расследовании уголовных дел, помимо не установления виновных и не направления дел в суд, влекут отсутствие возмещения причиненного преступлениями ущерба.

Результативность уголовного преследования во многом зависит от эффективности взаимодействия следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Несмотря на определенную активизацию в текущем году работы со стороны оперативных работников, выявленные преступления в сфере ЖКХ остаются единичными. По значительному числу уголовных дел, возбужденных с 2013 года по настоящее время, лица, совершившие преступления не установлены.

Сотрудниками полиции не используется весь комплекс мероприятий, необходимый для изобличения преступной деятельности фигурантов. В ряде случаев отсутствует должное взаимодействие с Росфинмониторингом, не принимается мер по своевременному получению необходимой документации, проведению исследований. Не уделяется внимание вопросу перспективы возмещения причиненного ущерба.

Кроме того, нередкими являются нарушения, выражающиеся в ненадлежащем либо несвоевременном исполнении поручений следователей по уголовным делам.В 

Помимо правоохранительных органов, работа которых начинается, как правило, уже после совершения преступления, существенными полномочиями в сфере ЖКХ наделены органы государственной власти и местного самоуправления.

Именно на них законодательно возложены функции по осуществлению упреждающего контроля за денежными потоками на стадиях, когда совершение преступления еще возможно предотвратить.

Вместе с тем, действующая система контроля в сфере ЖКХ со стороны органов государственной власти и местного самоуправления требует совершенствования.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о многочисленных нарушениях, допускаемых при реализации программ переселения из аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов.

Не единичны случаи ввода в эксплуатацию объектов и полной оплаты контрактов до окончания строительных работ, их несоответствие проектной документации, строительным нормам и правилам, а также иные факты ненадлежащего осуществления контрольных полномочий.

Особое положение в вопросах контроля за ходом реализации программ переселения из аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов должен занимать департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, так как именно он является государственным заказчиком реализуемых в регионе программ в сфере ЖКХ.

Вместе с тем, должностными лицами департамента не всегда должным образом реализуются полномочия по контролю. Зачастую такой контроль является формальным, осуществляется лишь в виде изучения информации (отчета) о ходе выполнения мероприятий, представленной органом местного самоуправления.

Органам государственной власти и контрольно-надзорным ведомствам следует на системной основе осуществлять оперативное взаимодействие с правоохранительными органами. Направлять актуальную информацию о реализуемых в регионе программах, выделяемых для их реализации денежных средствах, а также иные сведения, в том числе об образовании и динамике кредитной задолженности предприятий ЖКХ, государственных и муниципальных контрактах, заключенных в рамках реализации этих программ.

Наряду с контролирующими органами активизировать работу на данном направлении должны и уполномоченные прокуроры при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства".

По результатам совещания выработаны меры межведомственного характера, необходимые для повышения результативности работы правоохранительных и контрольно-надзорных органов на данном направлении.

В