05 мая 2024

Электрички в Черноземье под угрозой отмены

22.05.2012

Интервью генерального директора открытого акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» Виктора Шубина об ответственности регионов за пассажирские железнодорожные перевозки.

- Виктор Геннадьевич в последнее время в прессе часто появляются публикации о сложной финансовой ситуации пригородных пассажирских компаний, а как обстоят дела в ОАО «ППК «Черноземье», осуществляющей пригородные перевозки в регионах центрального Черноземья?

viktor_shubin- Сегодня в пригородной компании сложилась критическая ситуация, которая может привести к существенной отмене пригородных поездов. Начну по порядку. В рамках структурной реформы железнодорожного транспорта,  утвержденной правительством Российской Федерации, с 1 января 2011года из состава хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» была исключена деятельность в качестве перевозчика в пригородном железнодорожном сообщении. В этой связи, как и предписывалось в планах структурной реформы, на территории центрального Черноземья было создано – ОАО «ППК «Черноземье». Всеми вопросами, связанными непосредственно с осуществлением пригородных перевозок занимаются ППК на основании договора с администрациями областей, а региональные власти, выступая в роли заказчиков этих перевозок, не только утверждают тарифы на перевозки, но и должны возмещать железнодорожникам из бюджетов разницу между тарифом, установленным для пассажиров и экономически обоснованной стоимостью проезда. Причѐм это – не просто право субъекта Федерации, а его обязанность в соответствии с действующим законодательством.

- Это давний и больной вопрос. Удалось ли решить с администрациями областей о возмещении этой разницы?

- Между ППК «Черноземье» и всеми субъектами Федерации, входящими в зону нашего обслуживания, заключены договоры, в которых прописаны все вопросы, связанные с организацией пригородных перевозок и ответственностью сторон – как по предоставлению услуг, так и по их оплате. По договору регион рассчитывает потребность населения своей территории в железнодорожных перевозках, заказывает необходимый объѐм транспортных услуг у ППК и устанавливает доступную для большинства пассажиров стоимость билетов. Мы же, в свою очередь, рассчитываем
экономически обоснованный уровень тарифа и предъявляем региональным властям расчѐты ожидаемого
финансового результата.

- Какова же ситуация в ППК «Черноземье»: насколько регионы покрывают ваши так называемые выпадающие доходы?

- Ситуация, признаться, достаточно сложная. Ожидаемые расходы 2012 года составляют порядка 2 миллиардов 400 миллионов рублей; доходы, которые компания планирует получить (с учѐтом всех мероприятий и акций по пресечению безбилетного проезда) – немногим более 820 миллионов рублей. Из оставшейся разницы, а это - порядка полутора миллиардов рублей — на сегодняшний день в бюджетах областей предусмотрено чуть более 133 миллионов рублей. Суммы у всех разные: от одиннадцати миллионов рублей в Белгородской до 35-ти в Тамбовской областях.

- Но ведь это – капля в море… Если регионы не найдут возможность рассчитаться, каким будет выход из ситуации?

- В таком случае существует два варианта развития событий. Первый: снижение транспортной работы с отменой из обращения значительной части пригородных поездов. Поясню: сейчас мы берѐм в аренду подвижной состав у подразделений ОАО «РЖД», а именно у моторвагонных депо. На сегодняшний день наш долг перед этими подразделениями более миллиарда рублей. Если мы и дальше не будем оплачивать работу депо, им будет не чем финансировать зарплату локомотивным бригадам и ремонтному персоналу, приобретение запчастей и материалов, нам они физически не смогут оказывать услуги, а это может привести к транспортному коллапсу. Второй непопулярный, но возможный вариант: обращение ОАО «ППК «Черноземье» в суд и взыскание с субъектов Федерации необходимых средств в судебном порядке. Тем более что нормативно - правовая база имеется, ведь мы выполняем заказ в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с заключенными с субъектами РФ договорами. Хочу подчеркнуть, что мы не стремимся к такому развитию событий. Мы хотим найти совместное решение в диалоге. Мы понимаем социальную значимость пригородных перевозок ведь порядка 30 процентов в пассажирообороте регионов занимает пригородный железнодорожный транспорт, но при этом суммы, которые выделяются в областных бюджетах на полигоне деятельности компании по разделам «Транспорт и дорожное хозяйство», составляют не более 0,5 процента.

- Удалось ли окончательно договориться с регионами о возмещении убытков?

- Все расчетные данные и обосновывающие материалы ОАО «ППК «Черноземье» по себестоимости перевозок, планируемых доходах и объемах средств, которые необходимо выделить из областных бюджетов представлены в администрации всех обслуживаемых областей, однако до настоящего времени решений по выделению средств в полном объеме не принято. Предваряя ваш следующий вопрос, поясню: просто взять и сократить объѐмы перевозок (а тем более накануне летнего периода) – это не выход, и даже не экономия бюджетных средств. Следует учитывать ещѐ ряд факторов: скажем, воздействие на экологию, провозная способность (к примеру, «ППК «Черноземье» ежесуточно перевозит более 50 тысяч человек, для такого количества пассажиров необходимо более 400 автобусов!). Поэтому надо не сокращать объѐмы перевозок, а, напротив, рассмотреть возможность развития пригородного железнодорожного транспорта. Ведь с увеличением объѐма перевозок будет снижаться и их себестоимость. А это выгодно и регионам, и ППК, и, разумеется, пассажирам. Не надо также забывать поручение Владимира Владимировича Путина об обеспечении мобильности населения в стране. Социальная значимость пригородных перевозок огромна. А потому регионам не достаточно исходить из финансовых возможностей, надо учитывать ещѐ и социальные аспекты.

- Из всего сказанного напрашивается вывод: похоже, нас ждѐт очередное повышение цен на проезд в электричках…

- Если просто повысить тариф (снизив таким образом нагрузку на бюджет), получится обратный эффект: либо люди будут ездить «зайцами, с чем мы сейчас активно боремся; либо стоимость проезда окажется для них непосильной, и они откажутся от электропоездов. Последнее, если задуматься, ведѐт опять же к бюджетным издержкам: скажем,  человек ездил на электричке на работу, теперь ему это просто не по карману, он теряет работу, идѐт на биржу труда – налоговых отчислений от работодателя нет, выплачивать компенсацию безработному нужно… Вот вам и на-
грузка на бюджет.

- Виктор Геннадьевич, откуда вообще берутся эти выпадающие доходы? Если, скажем, мы все будем по-честному платить за проезд, станут ли пригородные перевозки доходными?

- Железнодорожный транспорт во всѐм мире является относительно дорогим средством передвижения из-за включения в цену перевозки инфраструктурной составляющей (стоимости содержания путевого хозяйства, зданий и сооружений). Не случайно в европейской практике существует механизм государственной компенсации этих затрат для железнодорожных компаний. В России же он всѐ ещѐ никак не может заработать в полном объѐме. Только 15 регионов страны полностью покрывают расходы ППК. Если в предыдущие годы ОАО «РЖД» имело возможность осуществлять перекрѐстное субсидирование пригородных перевозок за счѐт доходных грузовых, то с передачей
парка частным операторам, такой возможности больше нет. Таково решение Правительства России, обязательное для исполнения всеми: и железнодорожниками, и федеральными властями, и руководством регионов. Приведу пример: себестоимость проезда одной зоны составляет 35 рублей (усреднѐнная по компании цифра), а стоимость проезда для пассажиров равняется 11-ти. По сути, пассажиры платят в три с лишним раза дешевле. Но, повторюсь, электропоезда – социальнозначимый вид транспорта.

- А каким образом боретесь с «зайцами»? Удаѐтся ли достучаться до совести безбилетников?

- На сегодня ППК «Черноземье» — единственная компания на сети, которая с прошлого года начала практиковать привлечение безбилетников к административной ответственности через мировые суды. В прошлом году в Воронежской области принято четыре решения мировых судов, за первый квартал 2012-го — уже 23. Работу проводим совместно с транспортными прокуратурой и полицией, частным охранным предприятием. Есть, правда, одно больше «но»: штраф за безбилетный проезд незначительный – всего 100 рублей. Это, наверное, одна из причин, по которой нет достаточной реакции со стороны населения. Кстати, на совещании, под председательством заместителя полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Ольги Кузьминичны
Атюковой, которое проходило 17 апреля в Москве, было озвучено, что со стороны Минфина внесѐн проект изменений в КоАП об ужесточении мер воздействия за безбилетный проезд. Должно быть гораздо выгодней приобретать билет, чем платить штраф за проезд «зайцем».

- Приходилось ли уже отменять электрички из-за их убыточности?

- Электропоезда мы отменяем только временно – в связи с ремонтными путевыми работами. Но, должен признать, держимся на грани возможного. Сегодня доходами мы закрываем не более 35 процентов от наших расходов. То есть 65 процентов ничем не покрываются, и заработать их за счѐт оказания дополнительных видов услуг нереально. Не будет преувеличением, если я скажу, что без поддержки регионов пригородная пассажирская компания не выживет.