6..8 С
Давление: 748..750 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 2 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Режиссер Дина Баринова - о кино, в котором невозможно солгать

09 февраля 2022 года 18:54
 

Кинолента на телефон - воронежский режиссер Дина Баринова набрала первый курс взрослых для обучения документальному кино. Но это сложный вид творчества - в нем переплетены и правда, и авторский взгляд. О парадоксах и сущности жанра - в нашем интервью.

ВИДЕТЬ МИР

- Из любого человека сможете сделать режиссера документальных картин?

- Я набрала небольшой, камерный экспериментальный курс, но спрос оказался достаточно большим, и приятно, что среди взрослых людей нашлись желающие. Я не обещаю, что каждый из учащихся станет великим режиссером, я предлагаю попробовать себя в этой роли - когда ты одновременно режиссер, сценарист, оператор и монтажер. Зову поиграть и посмотреть, насколько тебе это подходит. Я думаю, что у тех, кто мне написал, есть не просто интерес к кино, но и стремление к самопознанию. Документальное кино - прекрасный способ для того, чтобы научиться лучше видеть привычную действительность, найти свою "оптику". Если есть интерес к документальному кино, то есть внутренняя потребность в исследовании мира, жизни. Когда я преподавала в детской студии "Телескоп", то шутила, что моя цель - сделать каждого ученика волком из "Красной Шапочки", который говорит: "Большие глаза у меня для того, чтобы лучше тебя видеть, уши - чтобы лучше слышать", то есть очень зорких и внимательных товарищей.

- Киноиндустрии в регионах практически не существует, но каков, на ваш взгляд, потенциал развития документального кино в Воронеже?

- Мне сложно ответить на этот вопрос и оценить степень развитости документального кино, потому что, насколько я знаю, у меня нет коллег в Воронеже. У нас не учат этой профессии в вузах. Я училась в Москве в Школе документального кино Марины Разбежкиной (член жюри фестиваля "Кинотавр", член американской академии киноискусств, присуждающей "Оскар" - прим. авт.) и Михаила Угарова (российский драматург и режиссер, художественный руководитель Театра.doc до 2018 г. - прим. авт.), и когда вернулась в Воронеж, поняла, что мне просто не с кем поговорить о том, чем я живу. Когда мне предложили преподавать доккино подросткам, я подумала, что как раз смогу "вырастить" сообщество людей, с которыми у нас будет общая страсть.

Почему не становится больше режиссеров документального кино в Воронеже? Наверное, если уезжают учиться в другие города, то там и остаются.

- Тогда почему вы не стремитесь уехать в Москву? Вы часто ведете съемки в Воронеже, герои ваши тоже местные.

- Я никогда не ставила перед собой такой цели. В Воронеже мои друзья, мое место силы. Мне здесь комфортно. Воронеж - в каком-то смысле мое убежище. И никаких профессиональных ущемлений я здесь не испытываю.

КИНО О ЛИЧНОМ

- Работая с документальным жанром, всегда нужно снимать то, что созвучно, или все-таки темы вам может навязать общество? Важна ли событийная актуальность в вашем деле?

- Снимать нужно только про то, что тебя глубоко трогает и волнует. Про то, мимо чего ты пройти не можешь. Кино, которым занимаюсь я, очень личное и откровенное, и добиться успехов в нем не получится, если тебе совершенно безразлична тема, о которой ты пытаешься говорить. Документальное кино - не очень прибыльная сфера, поэтому заниматься им без страсти, интереса, беспокойства по поводу какого-то вопроса невозможно. В своем кино в том числе говорю о том, что меня поражает настолько, что хочется это сохранить навсегда.

Не могу представить, чтобы общество меня заставило снять какую-то картину. И не могу вообразить, откуда вообще может прийти подобный импульс, который скажет мне, что я должна снимать, а что не должна, и я отвечу: "Хорошо, конечно". Кроме меня самой, на меня никто не может повлиять в выборе тем.

- Но ведь есть события, мимо которых действительно сложно пройти. Например, коронавирусная инфекция. В театрах уже ставят спектакли о ней, драматурги пишут пьесы…

- Если эти события находят отклик в душе и режиссер понимает, что с этим делать и как, то конечно. Для меня же сейчас совершенно неожиданным образом стала главной тема насилия, с которым все мы сталкиваемся. Несколько дней назад я стала жертвой полицейского произвола - во время прогулки недалеко от дома. Тема насилия всегда меня волновала - от домашнего насилия в семьях, с которым сталкиваются многие женщины, до насилия, ежедневно происходящего на уровне государства.

После случая, который произошел со мной, я поняла, что для меня острее темы нет, и я хочу сделать кино об этом, чтобы выразить свое возмущение, негодование, боль. Надеюсь, что с помощью кино смогу сказать что-то соразмерное тому, что я пережила. И это на самом деле совершенно неожиданный ответ для меня, потому что раньше я всегда говорила: самое интересное - это тема семьи. Я просила снимать о семье всех своих учеников и снимала сама. Но сейчас впереди оказалась тема абсолютной небезопасности, невозможности чувствовать себя спокойно, выходя из дома. Меня поражает, как мы все живем, как мы все напуганы.

- Документальное кино - это кино наблюдения. А как истории, связанные с домашним насилием, полицейским беспределом, могут "уложиться" в такой жанр? Незаметно наблюдать вряд ли получится.

- Есть много разных способов рассказать историю, в том числе метод реконструкции событий. В Европе кино по следам какого-то происшествия очень распространено, снимаются фильмы-расследования. Воспроизводить события можно, разговаривая с людьми, которые это пережили или были свидетелями.

Я очень жалею, что из-за того, что полицейские вырвали у меня из рук телефон, мне не удалось снять происходившее. Помимо вещественного доказательства это могло бы стать прекрасным эпизодом моего фильма.

- Съемка в таком случае велась бы с "дергающейся камеры".

- Документальное кино - не равно "трясущаяся камера", есть колоссально дорогие, качественные, выверенные документальные съемки, просто важно понимать, соизмерять, для чего ты это делаешь, что тебе нужно. Когда происходит что-то неожиданное, ты все пропустишь, если не начнешь сразу же снимать с руки. Лучше молниеносно среагировать и снять неидеально, и это вовсе не оскорбительно для зрителя, потому что он понимает: ситуация была экстремальной. Во многих случаях, как мне кажется, пустая "красота", долго и специально выстраиваемая, гораздо неприятнее, чем живое и искреннее движение камеры.

- Вы не против режиссерских манипуляций в момент съемок, но если вы подаете провокацию со своей стороны, будет ли правда в таком кино?

- Сама я не склонна к провокациям, я - наблюдатель. Активно влиять на своих героев - это не мой метод. Но да, это возможно в документалистике. Режиссер Наташа Мещанинова, чтобы снять фильм "Гербарий" в доме престарелых, предложила организовать там конкурс красоты. Провокация состояла в том, что она сама организовала форму этого фильма. Но если бы она не пошла на это, не было бы прекрасного кино. Мне кажется, если ты умеешь грамотно пользоваться такими методами, то они уместны. Каждый выбирает свое.

КСТАТИ

В 2018 году фильм Дины Бариновой "Едоки картофеля" получил специальный приз жюри основного конкурса 12-го международного фестиваля "Артдокфест". Кинолента участвовала в престижном фестивале европейского кино International Documentary Filmfestival Amsterdam 2018. В 2013 году режиссер представила на этом кинофестивале дебютный фильм "Прощеный день".

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  3710



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".
Государственный академический театр драмы им. Кольцова поставил "Пьесу без названия" Антона Чехова

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"