18..20 С
Давление: 750..752 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 4 м/с
 
63.4860
76.1261
 
 
 
Гостевой блокнот

Самое читаемое

mnogosun

alex

 

Судью из Воронежской области Ирину Соляную признали лучшим прозаиком

28 июля 2019 года 00:46
 

Лауреатом литературной премии "Антоновка. 40 " стала судья из Калача Ирина Соляная. Ее назвали лучшей в номинации "Проза", а наивысшей похвалой для автора стали вопросы членов жюри, в числе которых филологи и писатели, о дальнейшей творческой судьбе Ирины - не планирует ли она с головой уйти в писательство и оставить судейство.

ТЕМА ДОБРА И ЗЛА

При разговоре с судьей-литератором первым делом напрашивается очень банальный, но тем не менее важный вопрос: как так случилось? Ведь представляется, что это совсем невозможно. И ладно бы, если это были только опусы из профессиональной практики, так нет - художественные рассказы.

- Человеку творческому, даже если он судья, ничто не чуждо, - развеивает стереотипы Ирина Соляная. - До того как я стала судьей, 15 лет проработала адвокатом, поэтому насмотрелась на всякое. Такие типажи встречались, что жалко было оставлять их без внимания.

В начале своего творческого пути Ирина писала в основном только короткие юмористические рассказы и новеллы, которые автор коротко называет адвокатскими байками. Они время от времени публиковались в нескольких литературных журналах в разных городах России. Но не весь цикл, вышедший из-под пера Ирины Соляной, она сейчас может показать своему читателю: в них узнаваемы прототипы высокопоставленных людей в самых негативных их проявлениях.

- Если бы я сдала свои байки в печать полностью, хорошее отношение отдельных прокуроров и следователей ко мне моментально улетучилось бы. Конечно, там все персонажи имеют псевдонимы, но узнаваемы, - признается Ирина и как бы подтверждает этим, что жанр фельетона в стране не ценится, а чувство самоиронии давно утеряно обществом.

В произведении, принесшем автору победу на конкурсе "Антоновка. 40 ", герой - собирательный. Такого, по словам Ирины, внимательный человек с легкостью отыщет в своем окружении. Он - "Инвентаризатор". Так называется рассказ Ирины Соляной. И инвентаризирует он… людей.

- По сюжету главный герой произведения получает тетрадь. Все люди, чьи имена он туда запишет, умирают. В рассказе можно проследить определенную трансформацию человека - от того, кто не хочет брать на себя ответственность за чужую жизнь, до жестокого палача, который находит в своей работе наслаждение, - рассказывает автор.

Признаюсь, начав читать рассказ Ирины, боялась, что он, имея такую яркую интригующую аннотацию, окажется на моей личной полке "обманутых ожиданий", на которую периодически попадают современные авторы. Но мой страх оказался напрасным. Мне было интересно следить за судьбой Вересова-инвентаризатора. И хотя сама Ирина говорит, что намеренно лишила героя всяческого обаяния, я увидела, как трансформировался не только он внешний, но и он - внутренний.

- Меня всегда интересовала тема добра и зла, борьба этих начал в человеческой душе. Инвентаризатор - человек, который добровольно принимает на себя роль палача. Там даже есть такая фраза: судьей хочет быть каждый, потому что это почетно, а палачом никто не хочет быть, - говорит Ирина.

Невольно возникает ассоциация со знаменитой фразой "Тварь я дрожащая или право имею". Но Соляная и не пыталась конкурировать с мастером психологического романа.

- Мне мой друг как-то сказал: "Ты хочешь Достоевского переплюнуть!" Нет, конечно! Таким маленьким рассказом не то что переплюнуть - рядом плюнуть не получится. Но да, тема эта произрастает из русской литературы, и я убеждена, что именно русская классическая литература обращается к человеческой душе, ее трансформации наиболее глубоко. А если любовь к человеку пропадает, то что остается? - и в рассказе, и в жизни писательница задается этим вопросом.

ТАЛАНТ - ЭТО СЕМЕНОЕ

Дедушка Ирины Соляной был редактором районной газеты, два дяди ее мамы руководили "районками", дядя был журналистом, а отец, работавший в юриспруденции, тоже писал небольшие рассказы. Поэтому любовь к книге - из семьи, из детства. Правда, несмотря на крепкие творческие основы, сложившиеся в семье, девушка не планировала выбирать профессию, связанную с писательством. В 90-е годы нужно было думать о стабильном заработке, о том, как обеспечить семью. Впрочем, Ирина уверена: литература, если это твое, никуда не уйдет.

- Но я считаю, что слишком долго молчала. Начинать писать в 40 лет - это большое упущение, буду исправляться, - говорит Ирина. - Но я не готова посвятить этому жизнь. Когда я ездила на награждение, члены жюри приглашали: "А давайте-ка к нам". Я сказала свое "нет". Во-первых, я свою работу очень люблю, считаю, что здесь принесу обществу гораздо больше пользы. К профессии я шла очень долго, защитила диссертацию, знаю, куда могу расти, за счет чего моя работа может и будет становиться качественнее. А уйти в литературу - значит начать все сначала. Для чего это, если литература для меня - хобби?

Сейчас Ирина тратит на написание рассказов отпуск и субботние вечера, в будни - слишком много работы. А самый важный для автора цензор - ее дочь, она первой читает все мамины работы. К слову, в одном рассказе - о взрослении девочки Риты - дочка Ирины нашла фразочки, которые употребляет в жизни, и какое-то время даже дулась на маму, но, дочитав произведение, прониклась к героине теплотой.

С победой Ирину Соляную поздравили все друзья и одноклассники, позвонили многие коллеги из районных судов. Многим автор отправила свои рукописи, и теперь в свободное от работы время они обсуждают героев, придуманных и выписанных Ириной. Кстати, каждого из них она очень любит.

- Автор должен быть максимально честен с читателем. Если пишешь то, с чем не согласен, он обязательно почувствует. Ты должен делиться своими душевными волнениями. Ты своего героя никогда не судишь, а может, даже и сочувствуешь ему. Это в юриспруденции жалость - неВ­уместный термин, там ты следуешь букве закона. А в книге ты должен любить своего героя, каким бы он ни был негодяем, и рассказывать о нем читателям как о человеке. Пусть люди хотят, чтобы его покарали, главное, чтобы они не были равнодушны к нему. Иначе герой не будет занимать читательское внимание, - считает Ирина.

СПРАВКА

Премия "Антоновка. 40 " учреждена в память поэта, прозаика и критика Алексея Антонова, преподавателя Литературного института им. А.М. Горького. В этом году она проходила впервые. Ирина Соляная разделила "золото" с Дмитрием Коржовым из Мурманска. Конкурсантами стали сотни человек более чем из двадцати стран. Жюри сформировало лонг-лист из 44 произведений в номинации "Проза", в шорт-лист вошли только семь имен.

В ТЕМУ

Рассказ Ирины Соляной "Сами вы жертвы!" выйдет в сентябрьском номере новосибирского журнала "Сибирские огни", "Треугольник" - в "Бельских огнях". Рассказ "Потомственный вор" из цикла "Адвокатские байки" опубликован в интернет-журнале "Млечный путь". К творчеству Ирины проявили интерес издатели из Уфы и Новосибирска.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  681



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

majorstudio

Другие сообщения

Четвертый сезон популярного сериала "Ивановы-Ивановы", действие которого происходит, кстати, в Воронеже, стартует 11 ноября на канале СТС. В новых сериях главные герои в исполнении Сергея Бурунова, Михаила Трухина, Анны Уколовой, Александры Флоринской, Семена Трескунова и Алексея Лукина открывают модный бутик, создают контактный зоопарк и приглашают Елену Летучую вести презентацию автосалона.
По итогам аудиторской проверки использования бюджетных средств, выделенных комбинатам благоустройства районов на содержание улично-дорожной сети в 2018 году, уволены девять сотрудников КБУ. Такая информация прозвучала из уст аудитора Контрольно-счетной палаты Сергея Старикова на совместном заседании постоянных комиссий Воронежской городской Думы.
В день закрытия детского театрального фестиваля "Маршак" дирекция представила итоги эксперимента
Как себя вести, если родной дом оказался не крепостью, а местом повышенного риска? Как защитить себя и семью, если твои соседи за стенкой, в подъезде, во дворе употребляют наркотики или угрожают, оскорбляют, имеют уголовное прошлое, а еще, возможно, психически нездоровы?
В Воронежском концертном зале столичные актеры Анна Ардова и Михаил Полицеймако 15 октября давали романтическую комедию "Последний этаж", поставленную режиссером Эдуардом Радзюкевичем по пьесе Владимира Зайкина. Несмотря на то, что аншлага не случилось, зрители остались довольны спектаклем. Они узнавали себя во многих ситуациях и смеялись до слез...
Три шедевра Петра Чайковского на одной сцене
 
Последнее обсуждаемое

1alfa

© 2011 - 2018 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"