11..13 С
Давление: 741..743 мм рт.ст.
Ветер: Южный 0 м/с
 
92.3660
99.5299
 
Последнее обсуждаемое
 

В Воронеже завершился Первый международный фестиваль театров кукол

29 мая 2019 года 14:54
 

Историю этого проекта изложить в газетной заметке - не проще, чем выбрать победителя среди его участников. Театры России, Белоруссии и Франции с 20 по 26 мая показали спектакли для детей и взрослых.

Фестиваль "Формат Вольховского" открылся работой принимающей стороны - поэтическим и сложным спектаклем воронежских кукольников "Анна Ахматова. Поэма без героя. Реквием". Этим спектаклем в постановке арт-директора театра "Шут" Светланы Дремачевой презентовали и сам "Формат Вольховского".

Впервые спектакль "Анна Ахматова. Поэма без героя. Реквием" был показан воронежцам в 2018 году, им открыли новый проект "Шута" "Поэттеатр". В спектакле одна-единственная кукла, но самостоятельным персонажем выступает сама поэзия Ахматовой. Почти на одном дыхании актеры на сцене справились с невероятной задачей - помогли зрителям рассмотреть личную судьбу в судьбе страны.

Постановка "Сад", привезенная кукольниками из Петрозаводска, была номинирована на премию "Золотая маска" и стала самой провокационной на фестивале. Конечно, кто-то назовет это театральным прорывом, а кто-то покрутит у виска и скажет, что такая классика нам не нужна. В основу спектакля "Сад" положена пьеса Антона Чехова "Вишневый сад", вот только герои здесь - не те, что мы привыкли видеть.

Вместо цветущего сада геометрически строгие перекрещенные палки, декорации-трансформеры, дом будто из картона и люди-куклы. Режиссер решил возвести чеховских персонажей в абсолют. Герои словно вышли из привычной театральной реальности в новый мир. Они говорят надрывным голосом и имитируют кукольные движения. Они же становятся метафорой неправды. Режиссер Александр Янушкевич создал своих персонажей, каких-то обособленных и больных душевной глухотой. Иронично. Правда, первое время. Дальше - мрачно и гротескно.

Приглушенный свет, надрывная музыка, встревоженные лица кукольников - все на сцене как будто предсказывало страшное. Так начинался спектакль "Холстомер" Брестского театра кукол, который напомнил зрителям о человеческих пороках, что могут привести к непоправимым поступкам.

История пегой лошади, которую другие не принимают и обижают из-за ее масти, и есть метафора человеческих отношений. Здесь добро переплетается со злом, а жестокость - с любовью. Здесь найдется место для улыбки и слез, для дружбы и боли от разочарований. Жизнь Холстомера - как у людей.

Сошедший со страниц одноименного рассказа Александра Куприна "Слон" тоже посетил воронежский театр кукол "Шут" в рамках фестиваля "Формат Вольховского". Спектакль привез Московский театр кукол. Постановки по Куприну - если не единичный случай, то большая редкость для театров кукол. Сделать кукольной историю о девочке Наде, которая "больна равнодушием к жизни", решились за последние годы, кажется, только лауреаты премии "Золотая маска" режиссер Наталья Пахомова и художник Евгения Шахотько для Москвы и Петр Васильев и Алевтина Торик, также получившие престижную премию, в 2015 году для белгородского театра.

Показанный в Воронеже московский "Слон" напоминал больше пантомиму, персонажи этой истории не говорили, а голос "за кадром" давал небольшие пояснения к происходящему на сцене. Слон для девочки - мечта и исцеление, а для ее отца - символ огромной любви к своему ребенку. Повсюду виды Петербурга, и это уже отсылки к биографии самого Александра Куприна. Возникающие с помощью теневого театра, во фрагментах декораций, что не выглядят целостно, но вполне узнаваемо, все эти улицы, дворцы и дома, витые лестницы - образы города камня и воды, столь сильно любимые писателем. Город в персонификации времени - как будто тоже персонаж постановки.

На сцене "Шута" выступили также театры кукол из Омска, Мурманска, Курска - и каждый удостоился возгласов "Браво!" воронежской публики, потому что все их проекты - шедевры и лучшие образцы театрального творчества в формате Вольховского. Все театры-участники получили дипломы воронежского фестиваля, но главный приз достался француженке. "Альцгеймер-оперетта" признана лучшим спектаклем на Международном фестивале театров кукол в Воронеже.

Актриса Марция Гамбарделла прикоснулась к теме, немного табуированной в обществе и уж тем более в сценическом пространстве - угасание пожилого человека, погружение в отрешенный мир безумия и беспамятства. Угасание как гипертрофированная суть одиночества. Потому что каждый приходит в земную жизнь в полном одиночестве и в таком же одиночестве отсюда уходит. Французская актриса избежала соблазна показать этот исход в откровенном "препарировании

души", в эффектном и беспощадном свете "прозекторской" режиссера, как это сейчас модно в современном искусстве. "Альцгеймер-оперетта" - в первую очередь спектакль о любви и бесконечной нежности. О том, что эти качества живут в человеке своей жизнью, отдельной от когнитивных навыков.

Как подчеркнула Светлана Дремачева, оргкомитет намеренно привез в Воронеж больше взрослых и глубоко проблемных спектаклей, чтобы показать, что посредством кукол можно рассказывать и то, что будет интересно не только детям. Руководитель департамента культуры области Эмилия Сухачева на открытии фестиваля подчеркВ­нула важность проведения в городе такого форума. Примечательно, что старт событию положен именно в Год театра.

- Мы с особым волнением готовили фестиваль. Это связано с тем, что он призван продолжать традиции, которые были заложены в театре народным артистом России Валерием Вольховским. То, что он сделал для воронежского искусства, сложно переоценить. Его творческие эксперименты, неиссякаемая энергия, беззаветное служение театру и любовь к зрителю сделала Воронеж известным не только в стране, но и в разных уголках мира. Я уверена, что наш фестиваль станет ежегодным и будет представлять интерес для всех регионов, - пообещала Сухачева.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  2933



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"