11..13 С
Давление: 741..743 мм рт.ст.
Ветер: Южный 0 м/с
 
92.3660
99.5299
 
Последнее обсуждаемое
 

Рассказ человека, который 60 лет делает ракетные "сердца"

13 апреля 2018 года 14:44
 

Две апрельские даты в судьбе Виктора Скачилова с разницей в три года отмечены удивительным соседством. 10 апреля 1958 года выпускник Московского авиационного института Виктор Скачилов начал свой первый трудовой день в воронежском областном КБ 154 при заводе им.Сталина. В команде таких же первопроходцев он приступил к разработке первых ракетных двигателей в стране. А через три года, 12 апреля, благодаря этой работе Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" стал первопроходцем околоземного космического пространства.

И по сей день доктор технических наук, академик Российской Академии Космонавтики им.Циолковского, главный специалист КБХА, профессор Виктор Николаевич Скачилов неизменно в 9 утра приступает к исполнению своих обязанностей.

БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ НА СУНДУКЕ

- Я родом из Иркутской области, но все детство провел в разъездах: отец - военный. Очень хотел продолжить его судьбу, но в 10 лет потерял правый глаз, и дорога в военное дело для меня закрылась. Но все равно авиацией решил заняться. В 52-м году приехал в Москву, поступил в авиационный институт на только открывшееся отделение ракетных двигателей. После МАИ меня с дипломом конструктора распределили на одно из предприятий в Химках. И тут прошел слух, что приехал к нам "какой-то Косберг" из Воронежа и набирает толковых ребят. Меня вызывают к этому самому Косбергу. "Ну что, поедешь в Воронеж? Там тебя ждет большое будущее. На вокзале встретит моя личная машина. Я дам тебе ключи от новой квартиры. Приезжай с невестой. Жду!" Так мы с будущей женой решили ехать. И меня перераспределили в Воронеж.

- На вокзале нас никто не встретил. Да и город еще не совсем оправился после войны. Милиционер показал нам трамвай, который идет до ОКБ 154 при заводе им.Сталина. "Да, я тебя обманул. У меня и самого ничего нет, положение у нас пока очень сложное. Сказал бы тебе правду, ты б сюда никогда не приехал. А молодые ребята, специалисты по ракетным двигателям мне очень нужны. Поэтому ты остаешься, и я тебе обещаю работу, какой у тебя не будет нигде. И ключи от комнаты дам при первой возможности", - сказал мне главный конструктор Косберг на следующий день. Так я остался, и ни разу потом не пожалел. Первую ночь провел на сундуке в домике вон за тем забором КБХА. Тогда здесь был частный сектор.

ИМЯ ГАГАРИНА УЗНАЛИ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ

- Над первыми ракетными двигателями в стране мы работали сутками. Меня лично вели Семен Косберг и главный конструктор страны Сергей Королев. Задача - создать третью ступень для ракетного двигателя, которая будет выводить на орбиту пилотируемый спутник.

- Эту третью ступень мы сделали не за обещанный Королеву год, а за полгода. Утречком вот сюда в КБ приходили и через сутки возвращались по домам немного поспать. Косберг поставил меня на конструкцию камеры сгорания - это основной элемент ракетного двигателя. Помню такой момент - у нас никак не получался профиль сопла. Приезжает Семен Арьевич, берет у слесаря молоток, лекала, и своими руками начинает этот профиль выправлять. Всю работу сам доделал. У него же отец был известный в Слуцке кузнец. Мы были поражены. Косберг был уникальным руководителем, с огромной врожденной радостью в душе. Он любил жизнь, страну, каждого человека отдельно. Эта трагичная автокатастрофа зимой 65-го, в которой погиб Косберг, - как страшное недоразумение.

- Мы работали над третьей ступенью, которая должна была корректировать выход пилотируемого спутника на орбиту, доразгоняли спутник, это был очень ответственный момент. Имя человека, который должен выйти в открытое космическое пространство на нашем спутнике, мы узнали лишь когда Гагарин уже полетел. Все держалось в секрете. А вот Косберг Гагарина уже знал хорошо. Для нас, конструкторов, пилотируемая эра началась, когда включилась наша третья ступень, и Гагарин сказал на весь мир: "Косберг сработал!" За этот запуск Гагарина я получил свой первый орден - "Знак почета".

ДВИЖЕНИЕ НАВЕРХ

- Моя жизнь дорога мне каждым ракетным двигателем нашей страны. Все они разрабатывались здесь, в КБХА. Но свою докторскую я защитил только в 70 лет. Сын тогда сказал мне: "У тебя же все уже есть, даже Орден Трудового Красного Знамени, зачем тебе в 70 лет еще докторская?" Но к тому времени я для себя давно усвоил: если ставишь перед собой цель - ее надо достигнуть, пусть и с большим опозданием. Все дела в жизни, все цели надо доводить до завершения. И никогда, ни в каком случае не терять вдохновения. Поэтому я на склоне лет после каждого рабочего дня все равно сидел над докторской. И защитился. Все эти годы в Воронеже, начиная с 58-го и по сей день, научили меня главному: быть обязательным, пунктуальным, трудиться каждый день и ценить каждого, с кем ты работаешь в команде.

- Я всегда был заядлым футболистом, еще в 60-х мы организовали на предприятии свою первую футбольную команду, которая четырежды завоевывала Кубок России среди производственных коллективов. Именно поэтому, когда мне в 77-м году на общественных началах предложили руководить всей работой по организации вновь созданной в Воронеже футбольной команды "Факел", а потом стать начальником команды - я согласился. Мы создали "Факел", и уже через два года он вышел в высший дивизион страны.

- В 80-м году у меня случился инфаркт. Выкарабкался и поехал в санаторий им.Цюрупы поправлять здоровье. И, увидев тогда, в каком состоянии был санаторий, дал себе слово сделать его одной из лучших здравниц страны. Как конструктор КБХА решил взять шефство над санаторием. С тех пор мы внедрили в его лечебный процесс инновационные запатентованные технологии, у которых нет аналогов в санаторно-курортных учреждениях России.

- Ракетный двигатель, в котором при изготовлении каждой детали лежит фатальная ответственность за весь проект в целом - это такая идеальная модель для сборки экономики страны. Ей сейчас очень нужен прежний структурный порядок. И тогда она снова начнет движение вверх.

Источник: Ольга Бренер
Газета "Берег"
  2916



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"