14..16 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Южный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Любимец воронежского зрителя Юрий Смышников - о "Гамлете", божьей искорке и успехе на сцене

28 февраля 2018 года 22:24
 

Легендарный Зилов из спектакля по пьесе Вампилова "Утиная охота" и незаметный сотрудник ГПУ из "Собачьего сердца". Известный артист, один из ведущих актеров Воронежского государственного академического театра драмы имени А. Кольцова Юрий Смышников празднует творческий бенефис.

"Сцену нельзя предавать"

- Юрий, вы - ученик Анатолия Иванова (режиссер, бывший худрук театра - прим. авт.). Как известно, он очень любил говорить: "Ребята, подумайте, в ту ли дверь вы постучались?" Что скажете спустя 22 года служения театру - ту ли дверь вы открыли или есть о чем сожалеть?

- Он действительно говорил это много раз, начиная с первого курса. Но почему - я стал понимать гораздо позже. Осознал, что в актерской профессии очень много подводных камней, и не всегда удачно складывается творческая судьба. Кому-то всю жизнь приходится стоять в одном спектакле с алебардой - я бы так не смог.

Во время учебы я часто задумывался над этой фразой и размышлял: у меня все в семье по мужской линии военные, а тут я - актер. Может, зря? Может, не по тому пути я пошел? Но сейчас я могу с уверенностью сказать, что открыл ту дверь. И очень благодарен, что из всех дверей, которые я мог бы выбрать для себя, я открыл именно эту.

Любой путь в самом начале - это неизвестность. Анатолий Васильевич не рисовал мне необъятных горизонтов и прекрасных перспектив, а четко дал понять, что судьба может сложиться по-разному, но зависеть это будет только от тебя - от твоей трудоспособности, желаний, стремлений, отдачи и честности в профессии. Сцена не терпит халтуры. Я понимал, что всегда гладко не будет, неизбежны неудачи и негатив, с которыми придется справляться, ведь жизнь - это борьба. В тяжелые девяностые, когда в театре не выплачивали зарплату, многие мои коллеги ушли, но я остался, как-то сумел свести концы с концами. И теперь я убежден, что сцену нельзя предавать. Если ты верен ей до конца, то рано или поздно она тебе улыбнется, даст проявить себя в полной мере.

- Вы сказали, что не смогли бы играть второстепенные роли. А как же мнение о том, что не бывает маленьких ролей?

- Это разные вещи, нельзя путать. Даже самые крохотные роли можно сделать интересными. Речь о том, что я не готов играть их постоянно. Мне в кайф, когда роли чередуются. Например, сейчас я играю Тартюфа в "Тартюфе", Лопахина в "Вишневом саде", Клавдия в "Гамлете" - все это главные роли. Но при этом я с удовольствием выхожу в эпизоде на три минуты в постановке "С любимыми не расставайтесь". А так и должно быть, так правильно.

Анатолий Иванов, кстати, так и работал. В "Утиной охоте" я исполнял сложную и весомую роль Зилова, но я абсолютно точно знал, что следующая роль у меня будет не главной. И мне дали роль сотрудника ГПУ в "Собачьем сердце". Читатель даже не помнит этого персонажа! Потом был спектакль "Как это все далеко - любовь, весна и юность", где я играл капитана Иванова - центрального персонажа. А следом - роль уездного лекаря в "Ревизоре". Я кого ни спрашивал, никто не помнил, кто это. Тогда я специально для этой роли нанял репетитора по немецкому языку, и мы разучивали немецкую песню, создавали целый образ Гибнера. И после спектакля все вдруг стали узнавать моего героя.

"Актер - это прежде всего фантазер"

- Часто импровизируете на сцене?

- Бывает. Но, хочу заметить, импровизация импровизации рознь. Это не значит, что я несу отсебятину. Я делаю это в рамках роли. Просто текст моего персонажа я могу подать с другим настроением. Я могу выйти не там, где должен был, или присесть там, где не планировалось...

Мне кажется, когда спектакль уже показали 30-40 раз, его надо как-то оживить, внести хоть небольшую, но красочку. Так спектакль перестает быть заезженным и приобретает элемент новизны. Актер - это же еще и фантазер, нам видно чуточку больше, чем зрителю. И оживлять приходится не только спектакль, но и друг друга.

"Моя мечта - Дон Кихот"

- В интервью 2010 года вы назвали себя неоригинальным и сказали, что мечтаете сыграть Гамлета. Но Гамлета в вас не увидели (спектакль поставлен Владимиром Петровым в 2017 году - прим. авт.)…

- Я был бы рад сыграть Гамлета, я осознаю весомость и значимость этой фигуры. Но для меня было важно не это. Я доволен тем, что мне довелось сыграть в произведении Шекспира (роль Клавдия - прим. авт.). А мечта у меня другая - Дон Кихот Сервантеса. Но пока его никто не ставит, это очень сложное произведение.

- Каковы слагаемые успеха?

- Обязательно должна присутствовать божья искорка. Ее можно называть по-разному - изюминка, харизма. Также мы не должны бояться выйти за рамки комфорта. Для этого требуется смелость. И, конечно же, трудоспособность - желание пахать.

Да, случается так, что подворачивается какой-то случай, встреча с нужным человеком, но не стоит ни на кого особо надеяться. Поэтому я спешу жить. Я моложе не становлюсь, время безжалостно, и нужно успеть многое. Меня часто спрашивают, когда я в последний раз отдыхал. А я успею отдохнуть тогда, когда это станет неизбежным. Искренне болеющих своей профессией актеров выносят со сцены под аплодисменты, я бы хотел закончить свой век именно так.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  2688



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"