0..-2 С
Давление: 751..753 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 5 м/с
 
62.5722
65.6762
 

mnogosun

Последнее обсуждаемое
 

Вклад Воронежа в Победу недооценили. Почему: мифы и заблуждения

26 января 2018 года 23:05
 

И спустя 75 лет многих продолжает будоражить вопрос: "Почему Воронеж не город-герой?" "Берег" недавно писал о визите в наш город шефа московского бюро ведущего американского издания "Кристиан Сайнс Монитор". "Как только я взял такси, водитель начал разговор с того, что Воронеж заслуживает звания города-героя", - это первое, что сказал Фред Вир при встрече с корреспондентом.

В свое время Воронеж так и не был удостоен этого звания, хотя областное руководство и общественность несколько раз предпринимали попытки добиться такого решения в Москве. И до сих пор о боях в нашем городе существует множество не слишком верных представлений и мифов.

"В тени Москвы"

В исторических трудах сражение за Воронеж всегда находилось в тени Сталинградской битвы. А еще раньше - в тени сражения за Москву. Немецкое летнее наступление в 1942 году оказалось неожиданным для нашего верховного командования - ждали второго наступления на Москву с Ржевского выступа.

Поэтому Сталин сам позаботился о том, как объяснить народу территориальные потери лета 1942-го, сравнимые с потерями 1941 года. Он объяснил их неожиданным прорывом нашего фронта на юго-западном направлении, быстрым продвижением немецких войск вперед и выходом в районы Воронежа, Сталинграда, Новороссийска, Пятигорска, Моздока. Это прозвучало в докладе на торжественном заседании Моссовета 6 ноября 1942 года: "Главная цель летнего наступления немцев состояла в обходе Москвы с востока и в ударе по Москве, тогда как продвижение на юг имело своей целью, помимо всего прочего, отвлечение наших резервов подальше от Москвы и ослабВ­ление Московского фронта, чтобы тем легче было провести удар по Москве".

Потом уже возникла версия, что задача Воронежа состояла в том, чтобы приковать к себе одну треть вражеских войск, которые должны были участвовать в Сталинградском сражении.

"Город отдали легко"

Такое мнение бытовало долго. "Когда немцы вошли в город, у нас еще ходили трамваи" - до сих пор повторяют городскую легенду.

На пути к нашему городу фашисты преодолевали по 50-60 км в день. На окраинах Воронежа они появились 3 июля, а занять правобережную часть и войти в район СХИ смогли только к 8 июля. Причем уже 9 июля советские войска выбили немцев из этого района. Защитники города были немногочисленными, однако сопротивлялись до последнего.

Надо всегда помнить, что тыловой Воронеж с минимальным количеством тыловых войск неожиданно для нашего командования оказался на острие атаки мощной группировки противника. Об этом не писали, чтобы не бросать тень на "гений Сталина". Вот и рождались нелепые легенды, что город сдался без боя, а население его бросило.

Оборона Воронежа пораВ­зила его захватчиков. 5 июля 1942 года начальник сухопутных войск Германии генерал-полковник Гальдер записал в своем дневнике: "24-я танковая дивизия и дивизия "Великая Германия" рискуют быть истребленными в наступлении на укрепленный Воронеж". А немецкий корреспондент Густав Штебе писал в брошюре "Штурм и оборона Воронежа":

"С первых дней июля, когда немецкие моторизованные соединения… приблизились к важному советскому городу Воронежу, название этого города для фронта и родины стало олицетворением особенно ожесточенных боев... В этих боях не один немец простился со своей жизнью. Кресты солдатских могил стоят повсюду… В центре разрушенного города, среди выгоревших фасадов и баррикад, в скверах, на улицах и на берегу Дона".

"Население бежало…"

На заседании в ЦК КПСС по вопросу о присвоении Воронежу звания "Город-герой" в 70-е один из высокопоставленных военных сказал: "Если население не хотело защищать свой город, какой же он город-герой?"

Однако такое представление в корне неверно. Да, к лету 1942 года в Воронеже почти не осталось мужчин: они все были призваны на фронт, были эвакуированы почти все заводы - все высосала война. В основном население Воронежа составляли женщины, дети и старики.

После форсирования немцами донских переправ стало понятно, что удержать город будет крайне трудно. Городской комитет обороны в ночь с 3 на 4 июля принял решение о срочной эвакуации населения и материальных ценностей. Милицейские посты сняли утром 4 июля, остатки милиции и народного ополчения ушли на левый берег. Но военные продолжали драться в городских кварталах.

Обком партии и местный НКВД вместе с документами эвакуировались в Анну и Борисоглебск. А население, кто мог, под бомбами спешно устремились через реку на относительно безопасное левобережье. И хотя такое решение помогло спасти множество жизней, воронежских партийцев тогда наверху упрекали за спешную эвакуацию. Как и власти Сталинграда - правда, в их случае, напротив, - за то, что люди остались в своих домах, практически в зоне боев.

Военные историки против?

Военные историки ориентируются на официальную историческую трактовку Великой Отечественной войВ­ны - понятия "Воронежское сражение" в ней нет. Строго говоря, это до сих пор журналистский термин.

Выделяют Воронежско-Ворошиловградскую оборонительную операцию, когда наши войска отступали в мае 1942 года от Харькова; отдельные бои местного значения с июля по декабрь 1942 года; наступательную операцию декабря 1942 - января 1943 года. Сейчас воронежские историки, например, Виктор Шамрай, пытаются ввести понятие единого Воронежского сражения - с 28 июня 1942 года по 25 января 1943 года. А также понятие о 212 днях обороны города, которые имели важнейшее значение для дальнейшего хода Великой Отечественной войны. Но "официальная" историческая позиция формируется "выше", в Москве.

Фронты с названиями городов можно сосчитать по пальцам - Брянский, Ленинградский, Волховский, Калининский, Сталинградский. Основные боевые действия в самом городе Воронеже вели целых две армии - 40-я и 60-я. Но и в современной историографии выходит, что фронт Воронежский был, а сражения - нет.

Вклад Воронежа оказался недооцененным в советское время. К юбилею Победы в 1975 году город был награжден орденом Отечественной войны I степени.

А с 2006 года федеральным законом установлено новое почетное звание - "Город воинской славы", которое и было в 2008 году присвоено Воронежу. В настоящее время в России 45 городов имеют это почетное звание.

Источник: Владимир Размустов
Газета "Берег"
  2306



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2022 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"