14..16 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Южный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Немецкий доктор истории - о "проклятой войне", нацистском режиме и синдроме амбивалентности

27 декабря 2017 года 00:41
 

На базе Воронежского института высоких технологий представители Совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений встретились с историками, педагогами, творческой интеллигенцией Воронежа. Встреча была приурочена к 10-летию деятельности Регионального/Научно-образовательного центра устной истории, работающего на базе ВИВТ, и к 25-летию самого вуза.

Как в немецком обществе воспринимаются события 1941-1945 годов? Почему выступление российского школьника в бундестаге - это тревожный симптом? Как сегодня память о войне не превратить в войну памяти? Обо всем этом корреспондент "Берега" поговорил с научным сотрудником Мюнхенского института современной истории доктором Юргеном Царуски.

- Уважаемый Юрген, сегодня на встрече вы говорили о синдроме амбивалентности (противоречивом отношении - прим. ред.) в германском обществе в восприятии нашей Великой Отечественной войны. В чем истоки такой двойственности?

- В послевоенной Германии рядовые немцы столкнулись именно с преступлениями гитлеровской диктатуры. Но их волновали не сожженные солдатами вермахта деревни и Ленинградская блокада. Они больше думали о военнопленных соотечественниках, условиях их содержания в СССР и о возможности возвращения домой. А Гитлера больше критиковали не за преступления, а за безграмотность руководства, что привело нацию к поражению. Такие настроения порой вселяли ощущение, что это Красная Армия напала на Германию, а не наоборот. Все оценки в обществе сводились в основном к определению "проклятая война". И более трех миллионов советских военнопленных, погибших в немецком плену, мол, были ее неизбежностью, а не результатом умышленного пренебрежения к условиям их содержания и умышленного уничтожения - такая точка зрения в германском обществе была довольно распространена.

Потом - в 90-х годах прошлого века - состоялись острые дебаты на выставке "Война на уничтожение", с обнародованием научных исследований, встречи с бывшими узниками концлагерей и "восточными рабочими". И общественное сознание в Германии явно поменялось.

Но уже с середины 90-х восприятие войны снова стало раздваиваться. Это уже был масштабный конфликт национальной памяти. Роль 6-й армии Паулюса в общественном сознании тоже стала раздваиваться - она представлялась армией мучеников, которая из-за безграмотности и безответственности Гитлера погибла в ужасе сталинградского котла. Все эти дискуссии и даже драки стали происходить все чаще. 1 марта 1997 года в Мюнхене прошла самая массовая демонстрация неонацистов. Правда, тогда сами горожане дали отпор демонстрантам и не пустили тех на центральную площадь Мюнхена. Сегодня эта амбивалентность в настроении германского общества сохраняется, и это тревожит.

- Выступление в бундестаге старшеклассника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко раскололо на два лагеря и российское общество. А как это выступление восприняли у вас?

- Знаете, мне этот юноша понравился. Такой светлый искренний умный парень. Но выступление перед бундестагом - не дело детей! В 2014 году сюда пригласили выступить Даниила Гранина. И вот его речь произвела на парламентариев мощное впечатление. Но это были слова 95-летнего мужчины, пережившего блокаду, выдающегося писателя. А вот нынешнее приглашение в бундестаг очень юного человека проявило тревожные симптомы в нашем обществе. Если тему войны отдали на откуп ребенку с такой высокой трибуны, значит, в немецком обществе до сих пор нет полного осознания, как тяжелы эти уроки войны и насколько глубокого и честного осмысления они требуют.

- То есть в немецком обществе нет до сих пор однозначного понимания, что развязанная против СССР война - это было преступление?

- Такое понимание есть, но я пока не вижу глубокого осмысления тех событий. Недостаточно говорить, что "там, на Востоке" состоялось наше преступление. То есть состоялось где-то далеко, и поэтому мы не в состоянии оценивать, что они там, наши соотечественники, делали на самом деле. Этими вопросами надо заниматься, с осознанием, что война 1941-1945 - это не там, на Востоке. Это - часть нашей истории и наша ответственность. А сегодня, на мой взгляд, необходим, особенно для немцев, международный диалог об истории войны. Потому что это очень болезненная и ответственная задача нашего общества, и нация просто обязана с нею справиться, чтобы не повторить катастрофы.

- Но ведь с этим ничего не поделаешь - чем дальше мы от событий войны, тем больше абстрактного и в нашей, и в вашей национальной памяти.

- Да, мы все сейчас стоим на пороге перевода тех событий из коммуникативной памяти в культурную - есть такое понятие у историков. И этот перевод неизбежен - все меньше живых свидетелей остается со своим очень неоднородным опытом войны. Ведь 41-й год в этом восприятии будет сильно отличаться даже от 43-го года. Не говоря уж о 45-м. Но тем выше теперь ответственность всех потомков - какой станет эта культурная память. Она может оказаться в том числе и эдаким плакатным, предельно упрощенным клише, которое будет провоцировать враждебность народов друг к другу. Выступление Николая Десятниченко как раз проявило такую ситуацию: попытка схематичного объединения памяти о войне спровоцировала очень болезненные дискуссии и конфликты в России.

- В СМИ появилась информация, что доклад для Десятниченко, включая риторику про "так называемый сталинский котел" и "невинно погибших солдат вермахта", готовил Народный союз Германии. Это может быть правдой?

- Я только читал, что представители этой общественной организации сократили доклад Николая. И если это так, то сокращение было сделано без достаточного понимания, без учета правильных акцентов и выводов о войне.

- То есть выступление российского школьника могло быть рычагом в разруливании глобальных политических дискуссий?

- Это один из возможных реальных сценариев произошедшего. И как раз еще одно проявление амбивалентности нашего общественного сознания в осмыслении уроков войны. На самом деле с германской стороны требуется однозначное, бескомпромиссное отношение к преступлениям нацистского режима. Это сыграло бы на пользу нации.

К сожалению, возрождение идей крайнего национализма и даже нацизма, которые, как я искренне полагал, принадлежат прошлому, сейчас идет по всей Европе. В том числе и в России. После распада СССР, с исчезновением образа "советского человека" или "западного немца" мы все оказались перед выбором своей типовой идентичности. Как сознательный гражданин ФРГ я могу заявить, что в Европе слишком мало демократических источников такой самоидентификации. Она все чаще черпается, образно говоря, "от земли", в истории родины, и потому так легко раскручивается. В нашем парламенте тоже стали появляться ультраправые националисты, и меня это сильно беспокоит. Потому что такая самоидентификация "от земли", без демократических основ и глобального осмысления уроков истории в итоге заводит общество в тупик. Я же как историк чувствую себя ответственным за налаживание диалога между нашими странами.

Источник: Ольга Бренер
Газета "Берег"
  3118



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"