15..17 С
Давление: 733..735 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
94.0922
100.5316
 
Последнее обсуждаемое
 

Как памятники "путешествовали" по Воронежу

01 июля 2017 года 10:58
 

Все меняется в изменчивом мире, а вот считается, что с каменным или там бронзовым изваянием ничего радикального случиться не может, "он же памятник!".

Но нет, судьба памятников в России, особенно в советское и постсоветское время - вещь очень переменчивая.

Переменчивая больше, чем судьба, например, названий (городов, улиц, поселков). Сносили, разрушали в угоду идеологическим установкам и приоритетам. Передвигали по прихоти очередных реноваторов городского пространства.

В сравнении с другими городами Воронеж выглядит даже стабильнее. Часть памятников разрушено войВ­ной, т.е. объективным путем, а не в результате изменения государственной идеологии. (За исключением "свергнутого" в 1930-е бюста Петра над входом в СХИ и в одну ночь исчезнувших памятников Сталину в 1950-е.)

Тем не менее на небольшом, в сравнении с другими городами-миллионниками, участке исторического центра Воронежа все постоянно меняется, строится, реконструируется.

До 1917 года в Воронеже было три памятника: один императору-кораблестроителю, а два - местным поэтам. В 1928 году добавился "Жертвам белого террора", в 1940 - Ленину. Сейчас в Воронеже много памятников - оригинальных, необычных, уникальных даже в мировом масштабе.

Самым старинным пришлось "подвигаться". А на днях снова пришел в движение Кольцов образца 1976 года, о чем "Берег" уже писал.

Два Петра

Монумент в Петровском сквере стал первым памятником в Воронеже и первым памятником Петру I в провинции.

Хлопотали воронежцы о его появлении почти 30 лет. На инициативу губернатора Дмитрия Бегичева в 1832 (тогда в России было только два памятника Петру I - оба в Санкт-Петербурге и оба "конные") Николай I ответил "не против", но деньги воронежцы должны собрать сами. При этом государь профинансировал памятник Петру в Кронштадте.

В конце 1850-х Александр II Освободитель дал 2,5 тыс. руб. серебром и активно участвовал в проектировании памятника. Дополнительную сумму пожертвовали воронежцы.

Одобренный "свыше" проект: Петр стоит в мундире своего времени, одной рукой опирается на якорь, олицетворяющий родину военно-морского флота, а второй указывает на Азов. Александр II требовал исторической точности всех деталей памятника. Например, в своих замечаниях просил скульптора обратить внимание на достоверность обуви на Петре. Столичный скульптор Антон Шварц, опасаясь ошибиться, вылепил лицо бронзового Петра с посмертной маски государя.

Планировалось установить Петра на одном из высоких холмов над рекой. Чтобы оттуда Петр I указывал на взятый им Азов, т.е. на юг. Затем изменили место установки на правительственный квартал, возле дома губернатора и других казенных зданий. Прикинув, поняли, что если поставить Петра указующим на Азов, то памятник будет стоять боком к главной улице. Так Петр стал взирать на Большую Дворянскую.

Указующая десница

"Куда указывает Петр?" - этот вопрос волновал воронежцев второй половины XIX века. Одна городская легенда приписала известному писателю Гиляровскому шутливые строки:

Смотрите, русское дворянство,Петр Первый и по смерти строг -Глядит на интендантство,А пальцем кажет на острог.

В здании интендантства сейчас располагается музей Крамского. А тогда скандал с проворовавшимися интендантами пришелся на время посещения Гиляровским Воронежа, "острог" - тюрьма на Заставе. Эти строки мог сочинить и местный "острослов". Но не желая ссориться с властями, предпочел остаться "в тени" "общероссийского шутника" Гиляровского.

Сейчас все уже привыкли, что Петр запечатлен с поднятой правой указующей рукой - без конкретики.

Устоял и вернулся

После 1917 года все скульптуры царям начали "падать" по всей стране. В Воронеже тоже начали публиковать "письма рабочих" с требованием убрать символ самодержавия. В руководстве города нашлись люди, понимавшие, что бронзовая фигура - скорее символ города, чем царизма. Ограничились тем, что надпись на постаменте сократили до скромной "Петр".

Великую Отечественную войВ­ну бронзовый Петр пережить не смог: его увезли в Германию для переплавки. В 1950-х годах постановлением Совета министров РСФСР одобрено восстановление памятника, и это был единственный за всю историю документ советского правительства об установке памятника императору. Советский скульптор Николай Гаврилов воссоздавал памятник максимально близким к оригиналу. Единственное изменение - лицо сделал моложе, ближе к истине: ведь Петр в юности начал строить флот в Воронеже. Вернувшийся на уцелевший постамент Петр стал для воронежцев одним из знаков того, что город оправился от войны.

Три Ленина

Малоизвестный факт, что памятников Ленину на главной площади сменилось три. Первый появился на площади 20-летия Октября в 1940 г. Отлитую в Ленинграде многотонную фигуру авторства известного скульптора Николая Томского везли в Воронеж на специальной железнодорожной платформе. Постамент из черного камня был примерно такой же высоты, что и статуя. Памятник Ленину был установлен как бы в начале площади, ориентируясь на край правой части фасада несохранившегося здания обкома ВКП(б) (сейчас на этом месте Никитинская библиотека). У этого монумента трагическая история. 75 лет назад, летом 1942 года, в захваченном Воронеже немцы приспособили правую руку Ленина под виселицу, затем свалили его с постамента и увезли вроде бы на переплавку в Германию.

Чтобы главная площадь не пустовала, весной 1943 года на сохранившийся постамент поставили бетонную фигуру от архитектора Сергея Меркулова, также известного столичного творца изваяний "вождей". На открытках и фотографиях Воронежа начала 1950-х как будто другой город - "другой" Ленин без вытянутой правой руки и фанерные щиты наподобие стен московского Кремля, прикрывающие строительные работы с трех сторон площади.

В 1950 году скульптор Томский создал копию "прежней" довоенной фигуры вождя. Но на этом новации не закончились. В 1967 году Ленину заменили постамент на более высокий и передвинули почти в центр площади.

Источник:
Газета "Берег"
  3078



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"