13..15 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Южный 5 м/с
 
94.0922
100.5316
 
Последнее обсуждаемое
 

Воронежский театр юного зрителя познакомил с "Чудиками"

06 апреля 2017 года 18:19
 

Прогноз дерзкий, но за него не страшно: спектаклю "Чудики", поставленному в воронежском ТЮЗе главным режиссером театра Вадимом Кривошеевым, суждена долгая и счастливая сценическая жизнь. Основания для столь благодатной перспективы - веские: зритель, судя по премьерному показу, смотрит "Чудиков" с нескрываемым удовольствием, актеры, создающие колоритные образы, работают с ним же.

С особым трепетом

В основе постановки - лирическая комедия Владимира Еремина "Чудики", сочиненная по рассказам Василия Шукшина. Тема - соответствующая: пестрая и шумная деревенская жизненная круговерть, которой нынче - практически след простыл. Город окончательно и, скорее всего, бесповоротно поглотил село, урбанисты вчистую "победили" деревенщиков. А было время - иной чудаковатый уникум "той", шукшинской, деревни поражал талантами во всей своей непосредственности и был, натурально, способен дать фору именитому академику. В смысле содержательности и яркости личности.

Этот милый фактор (плюс ностальгия по эпохе, канувшей в Лету) сподвиг тюзовского главрежа на обращение к инсценировке Еремина. Кривошеев посвятил новую режиссерскую работу своему отцу, пояснив: "Воспоминания о детстве, люди, среди которых я рос - все это есть в данной постановке. Видимо, поэтому я отношусь к ней с особым трепетом и вниманием".

В пьесе использовано несколько рассказов ("Микроскоп", "Упорный", "Степка", "Верую!"), но кардинальную линию "чертит" один из них - "Брат мой...". Именно вокруг "Брата" крутится-вертится сюжет - простой, да непростой, воспринимаемый в итоге как одна большая, разветвленная (и, конечно же, комично-драматичная) история.

Без перебора

Герои (чудики) органично переносятся из одних обстоятельств в другие, оставляя за собой право везде и всюду быть равно обаятельными и трогательными, вызывающими непременное зрительское сопереживание. Будто магнетизмом каким обладают - рассматривать их и слушать можно бесконечно.

Спектакль умно, тонко и точно выстроен, равно как и оформлен (Мария Наумова). К месту - песни народные и Высоцкого, выбранные в качестве музыкального оформления (Вадим Кривошеев): атмосфера того требует. И эти моменты тем существеннее и важнее, что в случае с развитием вполне себе спекулятивной (в теории) деревенской темы, да еще со "смешным" посылом, нетрудно согрешить "перебором".

Эффектно надавить на сочные ярлыки, выигрышные в плане зрелищности приметы сельского житья-бытья - внешней картинки ради.У Кривошеева эта "картинка" - тоже весьма выразительная, но не за счет поверхностной "лакировки действительности", а благодаря глубокой и детальной проработке сценических образов и актерских работ. Что есть одна из основных режиссерских задач; неслучайно аннотация к "Чудикам" акцентирует внимание на том, что спектакль "оду поет русскому народу, его характеру, нраву и широкой душе".

Не только любимцы

Вот и дан этот самый народ в конкретных лицах, персонифицированно - при том, что главных героев повествования не так просто "вычленить". Да и пытаться делать это - смысла ни малейшего. Тут, как говорится, все главные: без одного-другого-третьего - народ, по Платонову, не полный. И в "Чудиках" на высоте даже те актеры, которые обычно пребывают в тени более ярких коллег-солистов; соло - практически у каждого "из народа". Причем - соло качественное, профессиональное; зритель от души аплодирует не только своим всегдашним любимцам (таким как Ярослав Козлов и Олег Столповский), но - всему актерскому ансамблю.

Среди лучших из лучших отмечу (помимо упомянутых исполнителей, которые и на сей раз работают великолепно) пронзительную Марину Осенко (Вера), неистового Илью Осенко (Иван Громов), романтично-прагматичную Екатерину Надточиеву (Валя). Отдельный комплимент - опытному Михаилу Кривову (Поп, Тимофей, Евстигнеич); массу ролей переиграл этот артист, самых разных, более удачных и менее, но таким органичным я не видела его никогда прежде. Очень хорош и Сергей Барашов (Ермолай, Северьян); ему, "сделавшему" деревенских стариков, особо тяжело было избежать "пережима", но актер справился с задачей на "отлично".

Ясный, но строптивый

Показателен факт: большинство исполнителей, занятых в постановке, ощутимо "набрали" по ходу действа, как бы вживаясь в материал по мере его "развертывания". Тот же Илья Осенко в первых своих сценах выглядел несколько нарочитым, местами даже ходульным, но довольно скоро обратил зал "в свою веру" целиком и полностью - играл не только темперамент, но и характер. Примерно с той же динамикой меняется зрительское восприятие героя Андрея Лунева, изображающего беглого зэка Степана Воеводина. Зритель - по типажу - привык совсем к другому Луневу, но Андрей чем дальше, тем доказательнее заявляет, что и подобная экзотика ему по силам. Актерским.Вообще наш случай тот, когда боишься кого-то не упомянуть: даже откровенно слабоватые персонажи - в спектакле в тему. Оправданны - и оттого симпатичны. Потому как народ тот самый (чудаковатый - в том числе) из самых разных граждан состоит. И, пожалуй, единственное, к чему, говоря об актерстве в спектакле, можно придираться - это к освоению шукшинского текста. Ясный и емкий, но строптивый, открылся он далеко не всем исполнителям. Что, вообще говоря, не удивительно: слово самобытного первоисточника звучало "как надо" на сто процентов только из уст самого Василия Макаровича. Вкупе с тембром его неповторимого голоса, манерой проговаривать слова, знаменитым прищуром и т.д. Здесь как с Высоцким: можно хорошо и даже замечательно петь его песни - и все одно будет "не так". Впрочем, это уже - из области дебатов о незаменимых.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  2865



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"