28 марта 2024

Как работает горячая линия психологической помощи в регионе

21.04.2020

Помощь по телефону - чтобы справиться с тревогой, стрессом и страхами, возникшими из-за пандемии коронавируса и введенного режима самоизоляции, предлагают жителям Воронежской области практикующие психологи. Две недели назад в регионе заработала горячая линия психологической помощи. Кто и зачем на нее звонит, "Берег" спросил у основателя линии, медицинского психолога Виктории Квасовой.

ВЫПУСТИТЬ ПАР

- Расскажите, как создать горячую линию психологической помощи населению в условиях пандемии?

- Запустили мы ее фактически за три дня. Но нам помогла практика такой формы работы в АНО "Комплексный психологический центр "РОСТ", которым руковожу. Год назад мы дали старт аналогичной линии в тестовом режиме - проект назывался "Онлайн-телефон", психологи посменно работали в нем раз в месяц. Но тогда из этого ничего не вышло, так как нашлись другие вопросы, требующие оперативного решения.

И тут случилась эпидемия коронавируса, появились первые заболевшие, облздрав открыл свою горячую линию, куда меня как медицинского работника пригласили в качестве консультанта. А видя недавний опыт других стран, несложно было догадаться, что наступит момент, когда людям просто станет плохо и тяжело. Спрогнозировать, что потребность в горячей линии психологической помощи будет, стало нетрудно, так как в условиях самоизоляции и с учетом обстоятельств, которые меняются ежедневно, люди испытывают напряжение, стресс, состояние угнетенности и растерянности, страха перед будущим. Тогда я объявила в соцсетях о сборе психологов-волонтеров в команду. А линии еще не было, и я не понимала, где взять номер!

Нашу идею поддержали департамент здравоохранения Воронежской области и Ресурсный центр поддержки НКО, а потом и предприниматель Эдуард Толоконников, именно он предоставил нам номер. 4 и 5 апреля горячая линия психологической помощи успешно прошла тестовую проверку в МФЦ: специалисты только за два дня приняли около 500 звонков. Потом мы организовали смены для психологов, каждый принимает звонки не более трех часов в день.

- Как оператор основной горячей линии понимает, что позвонившего надо переключать на вас? Какие есть маркеры?

- Обычно на каждый звонок отводится примерно по 2,5-3 минуты, если оператор не может справиться с запросом человека за это время, то его переключают на нас. Это происходит, когда позвонивший чересчур агрессивен и не слышит, что ему говорят. Мы нужны, чтобы он выпустил пар и успокоился.

Это происходит, когда у абонента проявляется неВ­обоснованная тревога, которая тоже мешает воспринимать реальность. Или когда человек излишне любопытен, когда испытывает страх, что ему не ответят и не помогут.

Линия психологической помощи задумывалась в том числе и для того, чтобы разгрузить специалистов других горячих линий. У нас же особые стандарты - один разговор может длиться до 20 минут. Тут важно выслушать, прежде чем начать работу с запросом.

ЗАПРОСЫ - САМЫЕ РАЗНЫЕ

- Кого чаще всего психологам приходится успокаивать?

- Пока нет какой-то статистики, но на меня в основном попадали мужчины и бабушки. Недавно звонила бабуля, которая волновалась за деда: он уехал на дачу и перестал отвечать на звонки. И это был один из самых сложных запросов, потому что бабушка плакала, она очень переживала.

Мужчины чаще всего интересуются, можно ли вывезти семью на дачу, и адресуют нам свои опасения по этому поводу. Звонят нередко бизнесмены: по указу губернатора не все могут продолжать работу, поэтому кому-то важно проработать внутри себя ситуации, связанные с приостановкой деятельности организации. Иногда поступают звонки

от тех, кто не разбирается, куда звонит. Набирают и спрашивают - а что это за линия? Иногда человеку важно просто услышать чей-то голос и задать свой вопрос.

- А такие звонки разве не говорят о том, что человек позвонил вам напрямую, его никто не перенаправлял? Не секрет, что люди часто не решаются идти к психологам, опасаясь, что их назовут психами. Тут не может сработать тот же стереотип?

- Возможно. Но для психолога это неважно, мы работаем по запросу. Обратился человек за помощью - мы будем помогать.

В БАЛАНСЕ С СОБО

- Людей больше пугает самоизоляция или ее последствия?

- И то и другое. Сидеть в четырех стенах тяжело, а у некоторых дома нет даже кота - животные своего рода антистрессы. Ну, а неуверенность в завтрашнем дне тоже сеет тревогу в сознании людей.

- Получается, самоизоляция даже с позиции психологов - палка о двух концах. С одной стороны, все время находясь дома, можно подорвать свое психическое здоровье. С другой, предполагается, что это время нам дано для познания себя и своих "тараканов". А где баланс?

- Следует не забывать, что в этот период быть дома важно, чтобы сохранить свое физическое здоровье, прежде всего. Что делать дома? Следовать строгому рабочему распорядку дня, нужен четкий план. Завалите себя делами, которые раньше откладывали на потом - составляйте режим дня и следуйте ему. Это позволит вам оставаться в ритме обычной жизни.

Но свободного времени тоже стало больше, поэтому да, лучше углубиться в себя, понять, что ты любишь, прислушаться к своим желаниям. Это обеспечит ваш внутренний психологический рост, ведь изучение себя - тоже важно.

- Страшно ли с точки зрения психологической науки, когда люди в условиях пандемии начинают прибегать к магическому мышлению или проявлять черты менталитета, связанные с необоснованной надеждой на авось?

- Люди, которые самоизолировались, не сомневаются в правильности принятого решения. Но пока один верит и сидит, другой - не верит и разгуливает по городу. Почему? Наверное, они могут надеяться на авось. Но тут важно не забывать, что всегда есть категория сомневающихся, этим людям нужен какой-то процент подтверждения той или иной стороны. В таких случаях советую обращаться к профессиональным источникам информации или к психологам. Не знаете, что делать, позвоните на нашу горячую линию.

- Вы медицинский работник, в разгар пандемии вынуждены работать не на удаленке. Как себя защищаете?

- Кроме работы, я не езжу никуда. Только дежурства и все. Всегда в маске и в резиновых перчатках. Могу их снять, когда захожу в свой кабинет, потому что писать в перчатках неудобно. Но выходя за порог - снова полная экипировка. По утрам у меня и детей обязательная порция витаминов и зарядка.

КСТАТИ

Получить консультацию психолога можно по тел. 7 (473) 207-06-27 бесплатно, линия работает ежедневно, без выходных, с 9.00 до 21.00.