28 марта 2024

Почему Воронежская область не должна стать инвестиционным офшором // Берег

11.02.2020

В прошлый четверг губернатор Александр Гусев принял участие в стратегической сессии "Реализация Стратегии Воронежской области - 2035. Новые вызовы и возможности". Сессия собрала большое количество участников: работников исполнительной власти, депутатов, членов общественной палаты и губернаторского экспертного совета, предпринимателей.

Почти всю неделю в правительственных структурах работали отраслевые дискуссионные площадки, участники которых пытались определить приоритетные задачи, стоящие перед областной властью по каждому из стратегических направлений. Результаты своих исследований они представили 30 января на суд, прежде всего, губернатора. В конце концов, именно от его оценки зависело - будет ли исполняться то или иное предложение.

НЕ ЖДАТЬ, А ДВИГАТЬСЯ

В начале сессии Александр Гусев напомнил, что еще в 2018 году принято решение проводить встречи в таком формате - после послания президента РФ. Вслед за главой государства Александр Гусев особо выделил необходимость улучшения демографической ситуации, поддержку семьи, снижение уровня бедности, улучшение здравоохранения.

- Я напомню, что в 2019 году на реализацию национальных проектов направили 19 миллиардов рублей, из которых 11 - федеральные средства и остальное - софинансирование из региональной казны, - сказал Александр Гусев. - Наша задача - не ждать, пока нам что-то будут транслировать сверху. Нужно двигаться быстро, четко по намеченным планам.

После началась собственно сессия, проходившая в формате деловой игры: всех участников поделили на группы в зависимости от специВ­фики их профессиональной деятельности.

СТАБИЛЬНЫ ДОХОД

Потратив несколько часов на выработку предложений, участники представили свои наработки. Презентация тоже получилась продолжительной, но, кажется, дело того стоило.

По крайней мере, первый комментарий Александра Гусева был таким:

- Главное позитивное впечатление: вы все говорите о межведомственной работе, то есть смотрите на задачи шире, чем диктуется вашими ежедневными обязанностями. И коль скоро вы вместе все это придумали - вместе вам и выполнять.

Выполнять, впрочем, придется не все из того, что было предложено. Хотя бы потому, что, как сказал губернатор, предложенные инициативы (например, по части демографии) совпадают с тем, что уже делается: пособия на ребенка, льготные пакеты.

При этом он обратил внимание на то, что рабочая группа упустила из виду:

- Прежде всего важен стабильный доход семьи, а не разовые выплаты. В решение этой задачи должно быть вовлечено экономическое сообщество, бизнес, с тем чтобы при рождении второго ребенка у отца повышалась заработная плата - в том числе за счет того, что он наращивает свои навыки и компетенции.

Губернатор не в первый раз поднимает этот вопрос; вероятно, он рассчитывал, что участники сессии (среди них, напомним, были и представители того самого крупного бизнеса, от которого и зависит стабильный доход семьи) предложат конкретные решения проблемы. Но таких предложений не прозвучало, говорилось в основном о более широком информировании населения о мерах госВ­поддержки семьи. Получается, проблема непростых переговоров с работодателями на предмет роста зарплат отцам (и матерям) семейства остается заботой губернатора?

УСЛУГИ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ

Впрочем, Александр Гусев на сессии главным образом отмечал то, что его порадовало. Например, предложение упростить доступ к получению мер государственной поддержки семьям с детьми. В связи с этим он даже сказал:

- Мы сейчас анализируем деятельность исполнительных органов власти на предмет эффективности. Я попрошу специалистов, которые занимаются изучением этого вопроса, поменять ориентир и провести анализ, направленный на повышение доступности услуг, которые мы оказываем.

А когда речь зашла о бесплатном горячем питании школьников, Гусев показал уровень строгости, с которым он относится к деятельности своего правительства:

- Президент поставил лояльные сроки внедрения этого предложения - до 1 сентября 2023 года. Но мы должны быть гораздо более жесткими в этом отношении. Я считаю, нам нужно два года на то, чтобы обесВ­печить детей горячим питанием во всех школах региона.

Комментируя нехватку кадров первичного звена здравоохранения, Александр Гусев сообщил, что в областном бюджете на решение вопроса зарезервировано 2 млрд руб. Эти средства пустят в оборот, как только будут сформулированы конкретные предложения на этот счет.

Что касается общего состояния медицинской помощи в регионе, то Александр Гусев в который раз призвал профильный департамент:

- Обязательно нужно привязывать к нашим проектам частную медицину - там более продвинутые технологии и гораздо более эффективная диагностика.

НАШИ ПРИОРИТЕТЫ

Социальная часть сессии, конечно, была посвящена тому, как правильно тратить бюджетные средства. Ожидалось, что экономический сектор представит предложения относительно того, как больше заработать. Но вышло иначе. Спикеры главным образом вели речь о преференциях, с помощью которых следует привлекать инвесторов.

И эти предложения, кажется, были из разряда тех, которые губернатором вряд ли будут взяты в разработку. Александр Гусев достаточно ясно выразил свое отношение:

- Что касается инвестиций, у нас неплохой результат: их объем составляет 29% от валового регионального продукта. Но наша первоочередная задача - существенно наращивать именно валовой региональный продукт. Поэтому нам нельзя создавать на территории Воронежской области этакий инвестиционный офшор. Все-таки главная задача всех инвестиций - это наполнение бюджета.

Ну разумеется. Казна - не улица с односторонним движением, нельзя оттуда только брать - даже под самыми благими предлогами, иначе она быстро опустеет. В конце концов, брать из бюджета - это тактика, а наполнять его - стратегия.

И Александр Гусев напомнил о стратегических задачах:

- Наш приоритет в настоящий момент - индустриализация сельского хозяйства. Акцент - на высокотехнологичную переработку с высокой добавленной стоимостью.

И об этом он говорит не в первый раз, давая понять, что такое производство повлечет увеличение числа специалистов высокой квалификации - умных, образованных, деятельных людей.

Второй экономический пункт губернаторской стратегии представляется не менее существенным:

- Важным считаю не столько привлечение сторонних компаний, сколько стимулирование роста производительности действующих в регионе предприятий. Если свои начнут развиваться, то и чужие подтянутся, - уверен губернатор.

Если коротко, то областная власть требует от крупного бизнеса, составляющего экономику региона, нескольких принципиальных решений. Во-первых, модернизации, ориентации на высокотехнологичное производство. Во-вторых, собственно роста производства, а не топтания на месте, для чего требуются внутренние (а не бюджетные) инвестиции. В-третьих, повышения профессиональных навыков и заработной платы работников, имеющих двух и более детей.

Ни одно из этих требований нельзя назвать невыполнимым. Возможно, коммерческому сословию есть смысл провести свою стратегическую сессию, чтобы разобраться, как ответить на предложения губернатора.