20 апреля 2024

Как фирма "Модус" пошла по неверному пути "Гауса"

11.02.2020

Выражение "модус вивенди" (лат. modus vivendi - образ жизни, способ существования) энциклопедия юриста трактует так: условия, возможности совместного существования противостоящих сторон, хотя бы временное перемирие между ними.

Название воронежского автосалона оказалось в этом смысле пророческим. Фирма "Модус", похоже, повторяет историю с коллегой, ООО "Гаус", нанесшей значительный ущерб многим воронежцам, оплатившим авансом автомобили Volkswagen, но не получившим ни автомобилей, ни уплаченных денег.

БОЛЬШЕ СОТНИ

Еще в декабре прошлого года Воронежский обларбитраж удовлетворил ходатайство ООО "Сократ" (юрлицо автодилера "Мотор Ленд") и запретил боссу банкротящегося "Гауса" отчуждать имущество фирмы без согласия временного управляющего. "Сократ" обвинил "Гаус" в занижении цен, что грозит ущербом обманутым клиентам, и требует от него 2,6 млн руб., а также включить в реестр кредиторов 163 млн руб., из которых 156 млн - по договору с "Сократом" о передаче в залог 100% уставного капитала "Гауса", перешедшего к нему в январе 2019-го.

Самому же владельцу "Гауса" Михаилу Швыдченко, томящемуся в заключении с февраля 2019-го, в январе 2020-го в пятый раз продлили арест. Год назад следствие сообщило, что с апреля по декабрь 2018-го ООО "Гаус" присвоило не менее 20 млн руб. более 30 клиентов, при этом обманутые клиенты считали, что и сумма намного значительнее - 60-70 млн руб., и жертв в разы больше.

Прокуратура тогда заявила, что Швыдченко со следствием не сотрудничает и возмещать ущерб не собирается, что денег на счету "Гауса" хватит лишь на выплату долгов по зарплате сотрудникам фирмы, а у самого бизнесмена все имущество - "трешка" 160 кв.м в центре Воронежа и две машины, не самые дорогие. Причем жилье, если оно у обвиняемого единственное, изъятию не подлежит.

Однако в сентябре суд наложил арест на счета и имущество Швыдченко в размере 300 млн руб. - в 15 раз больше первоначальной оценки.

По ходу дела объявлялись все новые кредиторы "Гауса", и уже в этом году обларбитраж включил в реестр кредиторов 56 млн руб. долгов "Юникредит банку", 702 тыс. руб. еще одному банку, налоговой - почти 50 тыс. руб. и "Локо-Банку" - 1,38 млн руб.

В январе следователи сообщили на встрече с инициативной группой, что число обманутых клиентов автосалона "Гаус" - как физических, так и юридических лиц - превысило сотню.

НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?

"Никогда такого не было, и вот опять": арбитражный суд Москвы ввел процедуру наблюдения юрлица федеральной сети автосалонов ОАО "Модус", работающей также в Воронеже и Липецке; в обоих городах - по три дилерских центра ОАО: BMW, Hyundai и "Модус плюс" (автомобили с пробегом).

По иску ООО "СБК Геофизика" (структура Сбербанка) в реестр требований кредиторов "Модуса" включен долг в 2,92 млрд руб., а в арбитражные суды Воронежской, Липецкой и Ростовской областей, а также Ставропольского и Краснодарского краев поданы иски "Геофизики" о признании банкротами местных структур "Модуса".

"СБК Геофизика" еще в 2017-м приобрела 51% ОАО "Модус" и давно уже собиралась его обанкротить. Несмотря на эту угрозу, фирма продолжала собирать деньги с клиентов и плодила скандалы о неплатежах - например, рекламным фирмам Big Event и "Солнечный зайчик". Глава Big Event даже нервно обругал в соцсети босса "Модуса" "обычном балаболом, который кормит завтраками и врет в лицо, дает обещания, жмет руку, а потом снова врет, как пятиклассник".

Как и в случае с "Гаусом", возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении трех бывших топ-менеджеров ООО "Модус". Воронежская его "дочка", ООО "Воронеж-Реалти", построила, по версии следствия, автокомплекс в Рамонском районе за 237 млн руб. и обратилась в облправительство за субсидиями из бюджета. При этом оно раздуло стоимость строительства до 580 млн руб. и по фиктивным документам получило 65 млн руб. субсидий, а по таким же документам в УФНС - еще 90 млн руб. Итого менеджерам вменили мошенничество на 155 млн руб.

24 декабря арбитражный суд Воронежской области ввел процедуру наблюдения за структурами сети "Модус" за долги перед "СБК Геофизика" - ООО "Модус-ВН" (2,48 млрд руб.) и ООО "Модус-Премиум" (2,09 млрд).

ЯНВАРСКИЕ СТРАДАНИЯ

Год назад Volkswagen искал в Воронеже нового дилера и всех удивил, избрав вместо фаворитов, уже наскакивавших друг на дружку с восклицаниями "А ты кто такой?", тех, кто был в тени, а в этом январе компания BMW объявила о поиске нового дилера вместо "Модуса", явно шагающего в пропасть банкротства.

Множество юрлиц сети "Модус" в 2020 ступили на этот скользкий путь вслед за головным ОАО "Модус", попавшим под наблюдение. В Воронеже "наблюдаются" пока "Модус-ВН" и "Модус-Премиум", но иски о банкротстве от "СБК Геофизика" уже получили "Модус-В" и "Модус-Воронеж".

И опять идет публичное обсуждение фаворитов на дилерство BMW: "Аврора Авто", официальный дилер BMW в Белгороде, который торгует в Воронеже автомобилями Nissan, Mercedes Benz, Porsche и Volkswagen, и "Автомобили Баварии", продающая BMW в Нижнем Новгороде и Перми.

В "Авроре Авто" не хотят работать в помещениях автосалона "Модус" на Московском шоссе, поскольку его имущество в залоге у банков, и аренда его может быть оспорена и расторгнута. А у фирмы есть здание, которое можно использовать под автосалон, поэтому она готова открыть его в Воронеже хоть через неделю.

"Автомобили Баварии" согласны начать работу в салонах "Модуса", к которым протоптана "народная тропа", но пока там квартирует фирма "под наблюдением", и мало ли чем завершится процедура ее банкротства.

В конкуренты им сватают воронежского дилера "Боравто", федерального Fresh Auto и краснодарский "Атлас", торгующий автомобилями BMW в Краснодаре и Сочи.

Конкурентам есть за что бороться: согласно политике BMW, в миллионном городе не должно быть второго дилера, так что избранник будет монополистом. А Россия уже второй год дает BMW самый высокий темп роста продаж, которые в 2019-м выросли, в отличие от большинства других автоконцернов, на 17%, до 41500 автомобилей (по данным самого BMW).

Так что запасаемся попкорном.

В ТЕМУ

Проблемы у ГК "Модус" начались после 2014-го: сначала она нарастила объемы продаж на 5%, однако уже к августу 2015-го вынуждена была сократить 15% персонала.

А в последней декаде января 19-й арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение о введении наблюдения в сети автосалонов ОАО "Модус", работающей в Воронеже и Липецке, и включении в реестр требований кредиторов ОАО 2,92 млрд руб. долга "СБК Геофизика".

КСТАТИ

Продажи новых автомобилей в России в прошлом году падали, начиная с апреля, однако результаты декабря оказались на удивление позитивными: рост на 2,3%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за месяц реализовано 179 тыс. легковушек и легких коммерческих автомобилей вместо 175 тыс. годом ранее. И все же итоги прошлого года не радуют: российский рынок упал на 2,3%. Как сообщает АЕБ, с января по декабрь продано 1 млн 760 тыс. новых автомобилей против 1 млн 801 тыс. в 2018-м.