28 марта 2024

Непонятый в Воронеже Эдуард Бояков накануне выборов участвует в создании партии

05.02.2020

На 1 февраля назначен учредительный съезд партии с очередным громким и лишенным смысла названием - "За правду", сообщают федеральные информагентства. Не было бы резона упоминать об этом в нашем издании, если бы в качестве одного из основоположников партии не выступил выпускник журфака ВГУ, бывший ректор Воронежского института искусств Эдуард Бояков.

Наверное, Эдуарда Боякова, как почти всякого творческого человека, можно было бы считать непонятым гением. К примеру, когда он - по приглашению тогдашнего губернатора Алексея Гордеева - за серьезные ассигнования подготовил (усилиями экспертов, конечно) доклад о состоянии местной культуры "Воронежский пульс", то получил большую порцию критики от деятелей воронежской культуры, посчитавших, что Бояков посягнул на то, в чем мало понимает (заметим, в докладе говорилось и о том, что местные деятели культуры мало отвечают требованиям культуры как таковой).

Значение, которое губернатор Гордеев придавал докладу Боякова, лучше всего, кажется, характеризует такой факт: презентация состоялась в сентябре 2013 года, в день, когда только что избранный (в непростых обстоятельствах) мэром Воронежа Александр Гусев должен был начать свою работу на новом посту, а ему вместо планерки пришлось просидеть несколько часов в правительстве области, слушая рассуждения о том, как с помощью мониторинга имиджевой ситуации превратить воронежскую культуру из провинциальной в столичную.

Доклад закончился, а Бояков остался. Человека нужно было занять каким-то делом, и Гордеев это занятие нашел, предоставив ему пост ректора Воронежского института искусств. На этом поприще тоже было сделано несколько ярких шагов (стоит сказать спасибо за организацию визита в Воронеж Михаила Шемякина), но и эта история быстро подошла к концу. В 2015 году Эдуард Бояков оставил пост ректора, обронив в интервью: "Местная элита меня съела, поборола".

Это было бы очередным частным случаем драмы творческого человека, но в часах современной отечественной истории крутятся не маховики, а жернова. Сразу после отставки Боякова управление ФСБ по региону возбудило уголовное дело о растрате, фигурантами которого стали два его бывших зама.

Сам Эдуард в списках подозреваемых не значился, но вынужден был пару раз вернуться в добрый город Воронеж, где был опрошен участливыми следователями.

После чего его образ в публичном пространстве изменился кардинально (или радикально, или бог знает ради чего). Из либерально мыслящего человека мгновенно получился прочный православный государственник, стоящий на твердой почвеннической позиции.

В общем, до того Эдуард Бояков был все-таки особенным, а потом стал как все. Для культурного деятеля нет большего наказания, но он на этом пути был поощрен самым необыкновенным образом: в декабре позапрошлого года Минкульт России назначил его художественным руководителем Московского художественного академического театра имени Горького.

Эдуарда Боякова - на место Татьяны Дорониной.

А заместителем Боякова по театру стал Евгений (Захар) Прилепин, который, кажется, с самого начала публичной жизни придерживался тех же убеждений, к которым Эдуард Бояков пришел после мучительных раздумий и бесед с правильными людьми.

Отметим, что их руководство театром сопровождается скандалами, актеры даже жаловались на непрофессионализм и пристрастность Боякова и Прилепина главе государства, но удовлетворения не получили (в смысле, их не заметили).

И вот теперь эти люди (Прилепин главный, Бояков - один из) объявили о том, что они создают партию с глубоким и умным названием "За правду". Оба, конечно, читали Чехова, который, среди прочего, написал: "Никто не знает настоящей правды". Но Чехов-то писал для людей, а ребята создают партию для себя.

Впрочем, где-то Бояков уже успел сообщить, что он поддерживает движение "За правду", но в партию "За правду" вступать пока не намерен. Интеллигент, что с него возьмешь.