29 марта 2024

Получится ли у воронежских водителей поставить на учет автомобиль при покупке?

05.02.2020

Наша газета уже писала, что с 1 января вступили в силу новые правила регистрации автомобилей. Самое ожидаемое водителями изменение - возможность получения документов и номеров на новую машину в автосалоне.

Но реально в Воронеже это сделать пока нельзя. Более того, по нашим сведениям, ни один местный дилер еще не обращался в ГИБДД, чтобы получить разрешение на предоставление новой услуги. Между тем покупатели новых авто забеспокоились - в новых правилах появился пункт, который запрещает ездить без номеров. Как же так - и в салоне не получить, и ездить нельзя? Разбираемся с этим вопросом.

ДИЛЕР-РЕГИСТРАТОР

Российские водители уже более полугода ждут, когда же появится возможность при покупке машины уехать из салона сразу с номерами. И теоретически такой шанс уже есть. По новому закону дилер самостоятельно проверит все документы, отправит в ГИБДД, через портал госуслуг дистанционно зарегистрирует авто, напечатает СТС и номер, представитель дилера заберет документы, привезет в автосалон и передаст владельцу. В штате у автодилера также должен быть специально обученный сотрудник для осмотра машин (с такими же компетенциями, как инспектор на площадке).

В теории все понятно, на практике - нет. Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) заявила, что не понимает, как работает новый механизм, и направила в Госавтоинспекцию обращение. Где обучать сотрудников? Как осматривать? Куда отсылать данные? Где забирать и у кого? Представители ГИБДД планируют встретиться с дилерами, но пока вся эта кухня покрыта мраком. До сих пор не только в Воронеже - во всей России ни один дилер нужного статуса не получил: заявки есть, но никто не прислал нужный пакет документов с первого раза.

Ситуация возникла из-за того, что в законе не предусмотрели переходный период - все документы и требования вступили в силу сразу. Водителям очень хотелось получать номера в салонах, поэтому закон выпустили без предварительной подготовки и проработки. Но есть и еще одна причина слабой активности дилеров - она связана с низкими тарифами на новую услугу. Тарифы ограничила ФАС: за регистрацию автомобиля компании не имеют права брать с автовладельца больше 500 руб. Притом что нововведения требуют инвестиций со стороны дилера: нужно нанять сотрудника, обучить его, платить зарплату - окупить эти затраты при низкой стоимости регистрации вряд ли возможно. Фактически получение номеров в салоне предлагается ввести за счет самих салонов.

Наверное, конкуренция все-таки сделает свое дело: возможность уехать с номерами будет сильным стимулом для покупателей выбрать организацию, которая такую услугу оказывает, и мы предполагаем, что автосалоны станут массово предоставлять клиентам услуги регистрации, но сейчас снова приходится ждать, пока дело будет поставлено на поток и все поймут, как получать необходимые разрешения.

ЕЗДА БЕЗ НОМЕРОВ

Но если в салоне номер не получить, то как быть с требованием закона, который запрещает ездить без номеров? Не на эвакуаторе же вести машину в ГИБДД для регистрации? На самом деле все оказалось совсем не так, как это может показаться при первом прочтении закона.

С нового года автовладелец имеет право выбирать: получать государственный регистрационный знак в подразделении ГИБДД (как и раньше) или получить в полиции только цифро-буквенный номер, а сами металлические знаки напечатать у стороннего изготовителя, включенного в реестр МВД. В Воронеже таких несколько, и они реально работают.

Так вот, если автовладелец решил зарегистрировать автомобиль в подразделении, а номер напечатать сам, - как быть, ведь на машине без номеров передвигаться нельзя. Согласно ч.2. ст.12.2 КоАП именно за это грозит штраф в 5 тыс. руб. или лишение прав. Если машина еще не зарегистрирована, то, как и раньше, в течение 10 дней можно ездить без номера, до постановки на учет. Кодекс в этом плане не менялся, но ранее граждане технически не могли выехать из подразделения на зарегистрированной машине без номера, а теперь могут, поэтому законодатели решили дописать уточнение, которое всех и запутало.

Также обратим внимание еще на один нюанс, который появился в новом законе о регистрации, но который не все заметили. Закон снова ввел привязку кода номера к региону регистрации автовладельца. То есть автомобилист из Воронежа не может зарегистрировать автомобиль с номерами, например, Ростовской области.

Если автовладелец обращается в "свое" подразделение ГИБДД (в том же регионе, где он проживает), то получает там номер или изготавливает самостоятельно. Если автоВ­владелец хочет зарегистрировать машину в "чужом" регионе (в подразделении региона, где он не прописан), то это тоже возможно, но номера в ГИБДД уже не выдадут, в таком случае их надо будет печатать самостоятельно в аккредитованных организациях.

Из этой нормы следует, что теперь невозможно передать установленный на машине номерной знак другому автовладельцу, если регионы регистрации нового владельца и старого не совпадают, а раньше такое было возможно. Сейчас при регистрации автомобиля, купленного в другом регионе, придется все равно платить за номера. А раньше можно было сэкономить. Стоимость печати номеров около 2 тыс. руб., так что позитивным такое изменение назвать сложно.

Штрафы за езду без техосмотра

Факт ужесточения законодательства в области техосмотра можно считать свершившимся. С 8 июня 2020 года все данные о ТО станут полностью электронными: сведения о прохождении техосмотра будут храниться в единой автоматизированной информационной системе (ЕАИСТО), а при прохождении ТО нужна будет фотофиксация. Кстати, самой диагностической карты как таковой не будет, после прохождения техосмотра копия заключения на бумажном носителе может быть выдана на руки автовладельцу, но только по его запросу, а по умолчанию сохранится только запись в реестре.

Второй этап реформы начнется 27 июля. В этот день в силу вступят поправки в КоАП, вводящие ответственность за управление автомобилем, который вовремя не прошел техосмотр. Диагностические карты возить с собой будет не нужно: нарушителей начнут искать дорожные камеры, которые подключат к базе ЕАИСТО. Важное уточнение: штраф будет выписываться один раз в сутки вне зависимости от того, под сколькими комплексами фиксации успеет проехать водитель без ТО за день. Размер штрафа уже определен - 2 тыс. руб.