19 апреля 2024

Самые яркие околоавтомобильные события в 2019 году

31.12.2019

В традиционных речах перед новогодними праздниками наверняка нам всем не раз придется услышать, что, мол, этот год был непростым и все в таком духе. Но если говорить про автомобильную сферу, то ничего плохого за 2019-й мы припомнить не можем. Хорошего, впрочем, тоже.

Год получился, надо признать, не очень богатым на громкие события, а как это интерпретировать, уже дело каждого: кто-то назовет это скукой, кто-то - стабильностью.

Нам же кажется, что это было затишьем перед бурей. Очень много важных и эпохальных изменений в 2019-м обсуждалось, но не ввелось: кардинальные реформы техВ­осмотра и ОСАГО, повышение цен на медсправки, отмена "бесплатных" 20 км/ч - предположим, что все это произойдет, но уже в следующем году. Пока же расскажем, что все-таки случилось за 2019-й.

Минус Ford

В марте было официально объявлено: Ford уходит с рынка российских легковых автомобилей. Ford в России - это отличный кейс на тему, как получить лояльную аудиторию, а потом благополучно ее растерять. Еще десять лет назад машины с голубым овалом на капоте были главными иномарками на российском рынке, к концу десятых они стали мало кому нужны.

Теперь уже трудно сказать, когда в "фордовском" королевстве что-то пошло не так. Сначала фордовцы купили новые сборочные площадки - в Елабуге и Набережных Челнах. Поначалу это казалось логичным, одного завода Ford не хватало, надо было расширяться. Никто не подумал, что славные времена на российском авторынке могут закончиться, а пустые площадки - это убытки.

"Отличились" и инженеры. Никто до сих пор не понимает, как можно было взять классный Focus второго поколения и сделать из него нечто, что прозвали автомобилем третьего поколения. Невнятный дизайн, очень тесный салон, никакущий клиренс, "робот" вместо нормальной АКПП, слабая линейка двигателей, проблемы с надежностью. Если второй Focus был настолько хорош, что его закупали оптом таксопарки, то третий спросом не пользовался.

Наконец, дело довершили маркетологи, которые решили изменить цены. Машины с голубым овалом стали стоить дороже конкурентов. За 2018 год Ford продал в России всего 38 тыс. машин, что в несколько раз меньше продаж одной только Lada Granta. Нужны ли еще комментарии?..

Повышение базового тарифа ОСАГО

Год начался для автомобилистов неприятной неожиданностью - 9 января 2019 без "объявления войВ­ны" были увеличены цены на обязательное страхование автогражданской ответственности. Реформа позиционировалась не как подорожание, а как "расширение тарифного коридора". Удивительно, но поначалу страховщики действительно не стали применять максимальные ставки, в начале года мы даже смогли наблюдать за некой ценовой конкуренцией, но потом это все сошло на нет: к концу 2019-го у всех снова максимальные тарифы - и никакого разнообразия.

Зато с доступностью ОСАГО в течение года больших проблем не наблюдалось. Да, в офисах страховых компаний по-прежнему случаются проволочки и навязывание услуг, зато система покупок онлайн работает без проблем - в интернете страховку можно купить быстро и без переплат. По сравнению с тем, что было еще два-три года назад, это уже достижение.

Покинул ДТП - в тюрьму

В апреле для водителей, которые сбежали с места ДТП, существенно ужесточили наказание: если в аварии есть пострадавший, покинувшему место ДТП грозит до четырех лет лишения свободы, если есть один погибший - до семи лет, если двое или более погибших - до девяти лет. При отсутствии пострадавших, как и раньше, за оставление места аварии водителю будет грозить административный арест до 15 суток или лишение прав на срок до полутора лет.

Такой закон давно пора было принять: пьяные водители, которые скрылись с места аварии, находились в более выигрышном положении - по сравнению с теми, кто остался на месте происшествия. Можно было сбежать, протрезветь и прийти якобы с повинной. Факт управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения

доказать в таком случае было уже почти невозможно, поэтому наказание получалось менее суровым, чем могло бы быть.

АКПП и вариатор

По части новых моделей 2019 год не стал прорывным, новых бестселлеров не появилось. Зато не можем не отметить факт: на исконно российских авто появились нормальные автоматические трансмиссии. На АвтоВАЗ наконец-то завезли ниссановский вариатор, а УАЗ доделал версию "Патриота" с АКПП. XRAY и Vesta с АТ получились предсказуемыми, мотор и коробку все отлично знают по моделям Renault, но сам факт, что у покупателей российского бренда появился выбор нормальной двухпедальной трансмиссии, уже радует.

С "Патриотом" интереснее. Ульяновцы тоже взяли иностранную коробку, модернизировали под нее свой мотор. Конечно, в результате одной замены коробки передач "Патриот" не превратился из гадкого утенка в прекрасного лебедя, но ездить на "Патрике" стало куда приятнее и легче, это факт. Повысившаяся до 1,3 миллиона цена не выглядит космической. С нормальной АКПП новый автомобиль кажется серьезным конкурентом 8-10-летним иностранным джипам.

Европротокол в мобильном

С 1 ноября в России заработало мобильное приложение "ДТП. Европротокол", благодаря которому водители могут оформлять аварии по интернету без вызова полиции и заполнения привычного бумажного извещения. Пока сервисом можно пользоваться в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Да, там есть подводные камни, приложение необходимо скачать на телефон, нужна регистрация на госуслугах, есть некоторые нюансы по работоспособности, но в целом идея хорошая, потому как реально позволяет уменьшить время на оформление ДТП. Ждем, когда приложение заработает и в Воронеже.

За непропуск накажут сильнее

6 августа вступили в силу поправки к КоАПу и Уголовному кодексу: за отказ уступить дорогу карете скорой помощи и другому спецтранспорту водитель теперь может быть оштрафован на 5 тыс. руб. или лишен прав на срок до года. Если в результате пациента не успели довезти до больницы и он скончался, то автомобилиста могут посадить на срок до четырех лет.

Также в КоАП введена статья "Воспрепятствование оказанию медицинской помощи": водитель может быть оштрафован на сумму 4-5 тыс. руб. Это для случаев, когда кто-то заблокировал проезд скорой помощи, например, неправильно припарковавшись, и в результате пациенту, которого везли в больницу, был нанесен тяжкий вред здоровью. Наказание по этой статье еще более жесткое: водитель может быть оштрафован на 80 тыс. руб. либо наказан принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.