29 марта 2024

Почему так трудно дается властям решение о повышении платы за проезд в маршрутках

28.07.2019

Борьба за тариф на проезд в общественном транспорте Воронежа вступила в решающую фазу. До наступления хоть какой-то ясности осталось меньше недели. Главными участниками этой борьбы являются владельцы компаний-перевозчиков - с одной стороны и правительство области - с другой.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ

Все началось 19 июня с обращения перевозчиков с тем, что, по их расчетам, минимальную рентабельность им обеспечит тариф в 25 руб. за поездку, и установить его нужно как можно скорее, иначе маршрутки просто не выйдут на улицы города. Обращение было адресовано мэру Воронежа Вадиму Кстенину и начальнику ГУ МВД Михаилу Бородину, хотя вопрос тарифа находится исключительно в компетенции областных властей, а именно - профильного управления по тарифам (УРТ).

Вадим Кстенин отреагировал тут же: перевозчики были приглашены в администрацию, с ними поговорили, и из стен мэрии они вышли с заверениями, что никакой забастовки не будет. А мэр по итогам беседы анонсировал ряд совещаний на региональном уровне по этому вопросу для выработки оптимального решения.

В начале июля глава управления по госрегулированию тарифов Евгений Бажанов заявил, что перевозчики представили в УРТ свои расчеты относительно того, на сколько должна быть повышена плата за проезд. Но в правительстве сочли эти расчеты недостаточными и запросили у перевозчиков дополнительную информацию.

Тем временем некоторые электронные СМИ провели опрос читателей, который дал удивительный результат: большинство высказалось за повышение платы - при условии, что качество обслуживания действительно вырастет. Впрочем, всерьез выдавать это за общественное мнение не приходится. Надо же и понимать: в последний раз плата за проезд в Воронеже была увеличена летом 2017 года - с 15 до 17 руб. И уже тогда перевозчики просили о тарифе в 27 руб., называя его оптимальным: дескать, тогда можно вести речь об обновлении подвижного состава. А еще раньше, в 2015 году, городская Контрольно-счетная палата сделала вывод, что себестоимость поездки в муниципальном троллейбусе составляет 29 руб.

То есть всякое увеличение платы за проезд происходит с запозданием, если иметь в виду интересы предприятий, которые занимаются перевозками. Но власти обязаны учитывать и интересы тех, кого перевозят, а найти этот баланс непросто. Понятно же, что большинство не хочет платить за элементарную услугу по доставке больше, чем платит сейчас, что бы там ни показывало электронное голосование. Но также понятно, что плата будет увеличена, и в контексте дискуссии, которая благодаря соцсетям вдруг сделалась главной темой города, сумма платежа стала сакральной.

БРЕМЯ ВЫБОРА

В понедельник, 15 июля, вице-губернатор Виталий Шабалатов провел встречу с перевозчиками, и сразу после нее в прессе мелькнуло: стороны сошлись на 23 рублях с сентября. При этом источник информации не назывался. Правительство области вынуждено было распространить комментарий: никакого конкретного решения на совещании принято не было, в УРТ по-прежнему ждут от перевозчиков документацию по экономическому обоснованию. Как полагают в правительстве, нужная документация поступит в течение недели. После чего переговоры продолжатся.

Владелец одной из компаний-перевозчиков сказал "Берегу", что 23 рубВ­ля - слишком мало, эта сумма позволяет только осуществлять перевозки в привычном режиме, без улучшения.

Но тут стоит напомнить, что в следующем году в Воронеже должна быть внедрена комплексная схема организации дорожного движения. И тогда же, в 2020 году, истекает срок договоров, заключенных администрацией с перевозчиками. Наступит пора новых контрактов и нового распределения маршрутов. Вместе с этим будет утверждаться и новый тариф - в том числе повсеместно дифференцированный, когда платить картой выгоднее, чем наличными.

В начале июля губернатор Александр Гусев обмолвился: если мы поймем, что местные перевозчики не способны вести бизнес комфортно и безопасно для горожан, то пригласим "большого оператора" - крупную федеральную компанию.

В контексте грядущей потери рынка и доходов владельцы воронежских компаний, кажется, будут рады любому повышению тарифа - на три, пять, шесть рублей.