29 марта 2024

Актер драмтеатра Александр Рубан - об амплуа, отношении к слову и делу

28.07.2019

Дон Хуан из спектакля "Ракушка", студент Беляев из тургеневского "Месяца в деревне", гусарский полковник Бурмин из пушкинской "Метели". Александр Рубан - востребованный артист Воронежского государственного академического театра драмы им. Кольцова. Но театр - это не вся его жизнь. Он серьезно увлечен и музыкой, и поэзией, и спортом.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД

- Александр, когда живешь на таком интенсиве, откуда брать силы и как восстанавливаться? Наверное, после завершения сезона планируете только отдыхать?

- Я не могу сказать, что у меня есть какая-то методика восстановления. В последнее время я не успевал даже нормально поспать, сезон выдался сложным. Как восстанавливаться? Да никак! (смеется) Терпеть это, и все. Надо быть заинтересованным в том, что ты делаешь. А если заинтересован, значит, это нравится, и совершенно неважно, сколько спал и ел ли сегодня. Это зараженность делом. Я всегда буду делать то, что требуется, что мне важно. Никогда не стараюсь отлынивать от чего-то. Да и мне становится скучно, когда я ничем не занят. Поэтому даже летом, когда нет спектаклей, буду на студии писать стихи и читать рэп, если, конечно, это можно назвать музыкой и стихами. Я делаю это больше для себя. И летом возобновлю тренировки, всегда увлекался MMA - смешанными боевыми искусствами, но в этом сезоне совсем не было времени. Бросил - резко похудел, но надо держать себя в форме.

- Вы поступали в театральный институт, плохо представляя, что такое профессия актера. Даже как-то корили себя, что до учебы там не читали хорошей литературы. Как же вы поступили, интересно?

- На дурака (смеется). Но на самом деле, наверное, только благодаря таланту, которым меня почему-то одарила природа. Неутомимая энергия у меня всегда была (а я, кстати, несмотря на это, был послушным ребенком). Два тура я вообще прошел "по-свойски": схватил гнойную ангину - может, на почве нервов. Два тура вообще не мог говорить, ничего толком не показал, но меня решили сберечь для третьего. Правда, там я отдувался за все. И прошел. Хотя это для меня до сих пор осталось большой загадкой, ведь конкурс в Новосибирске очень большой всегда.

Я никогда не шел к театру, но шел к тому, чтобы быть актером. Я тогда на самом деле совсем не понимал, что кино и театр - это разные вещи. У меня была просто цель. И она, как мне кажется, появилась оттого, что в меня мало кто верил. Я вырос в маленьком поселке в Казахстане, где театра нет. Там театр упоминали, когда говорили о каких-то неведомых вещах. Профессия была для меня загадкой. Я приехал и не разочаровался, заинтересовался еще больше. Какое-то наитие случилось. Вот хотел, и все. Любопытство, наверное. И театр меня затянул, уже не могу без него.

В ПОИСКЕ

- Вы выпустили музыкальный альбом "Кочевник". Это отсылка к вам и поискам себя?

- Каждый художник пишет про себя, про кого же еще ему писать? Даже если мы вдохновляемся людьми, то остается наш язык, наше мироощущение, мысли, чувства. О себе можно рассказать хоть как о крокодиле, который живет в болоте, а можно как о кочевнике. Я кочевник - не странник, а кочующий внутри себя, в своих чувствах. Кочевник, который постоянно в поиске. Хотя, конечно, образ дома в песнях тоже сильный. Я редко бываю дома. Не то чтобы я тоскую или переживаю из-за этого - я родителей не видел пять лет, со временем это чувство становится совершенно необъяснимым, как будто ты теряешь какую-то связь. Но, наверное, это переживание есть где-то в подсознании. А поэтому и в песнях.

- Вы пишите стихи со школы, но говорите, что правильное отношение к слову стало формироваться только в институте. А правильное - это какое?

- Оно стало более рациоВ­нальным. Я просто начал читать книги. В школе я не читал. Весь мой словарный запас исходил из уличного общения и школьного. Примерно его же я и использовал в написании стихов. А когда я начал читать литературу, приобретать более интересные ресурсы, я понял, что слова-то, оказывается, можно интереснее вращать. Да и не замечал я этого формирования, пока мне люди не сказали: "Ну вот, наконец-то у тебя тексты не такие тупые".

Да я и сейчас, когда пишу, нередко думаю, что ерунда получилась. Вот песню "Мадам", например, которая в "Кочевнике" самая хитовая, я сначала убрал как негодную. Посмотрел на нее и подумал: "Ну и дрянь". Я часто так думаю о своем творчестве, поэтому текстов много скопилось, а песен нет. Люди говорят, что я дурак. Но у меня свое мнение. Вот "Флейта-позвоночник" Маяковского написана идеально. Я ее обожаю. Хотя в творчестве ни на кого не равняюсь, я люблю всех, всех почитываю.

- Никогда не размышляли над выбором: театр или музыка?

- Театр и музыка вполне могут ужиться друг с другом. Если бы я всерьез занимался раскруткой своей музыки, то, уверен, сумел бы договориться с театром. Но в плане менеджмента я ни на что не способен. Когда писал альбом, мне ребята говорили, чтобы я оставил денег на раскрутку. А когда "Кочевник" вышел, мне написали с одного известного портала, предложили за определенную сумму разместить мои треки. Я отказался. Теперь сожалею. Но я умею (или не умею) делать музыку, мне это доставляет кайф. А чтобы заниматься самопродвижением, нужно быть Конором Макгрегором, считать, что ты - самый лучший. А мне мешает казахстанская скромность. Возможно, мне нужен агент, для которого хвалить меня будет работой, и он будет делать ее без лишнего стеснения.

Я же просто должен делать то, что мне нравится. Например, сейчас на студии записываем аудиоистории для известного приложения, которое очень любят подростки. Занятно. Там можно использовать только голос, только один инструмент.

- Не планируете заняться педагогической работой?

- Нет, не задумывался. Мне еще самому учиться и учиться многому предстоит. Хотя я очень хорошо к детям отношусь, да и они ко мне, как я успел заметить. Но именно это хорошее отношение мне и помешает быть педагогом. Дети и я - это что-то из серии: "А сейчас мы будем делать, что захотим". И никто нас не остановит. У меня с ними отключается голова. Жаль, что коллеги в отпуске сейчас, они вам много чего рассказали бы. Как все репетируют, а я тут с детьми в войну играю. Все артисты на самом деле дети, просто они притворяются. Все мы дети и хулиганы.

- У вас много ролей, но есть ли роль мечты?

- Хочется роль на сопротивление. Но нет чего-то конкретного. Есть много всего интересного, что можно сыграть. Сыграть в кино Marvel - вот мечта многих актеров сегодня, наверное. Я бы тоже не отказался, чего греха таить, хотя я не фанат этих историй. Вот если говорить о театре нашего века - это кино. Marvel - это придуманная вселенная, это театр, который снимается на пленку.

Мне все роли, которые будут против моего естества, интересны. Мне надоело играть пацанов, которые влюбВ­ляют в себя девчонок. Это тоже интересно, но хочется уже чего-то другого.