26 августа 2019

Эксперты разбирались в причинах повышенной аварийности пассажирского транспорта

17.03.2019

Аварийность с участием пассажирского транспорта растет. Тревожная статистика побудила руководство воронежского главка МВД инициировать проведение круглого стола на тему безопасности пассажирских перевозок. Мероприятие такого формата, по уверению правоохранителей, проведено в Воронеже впервые.

"УДВОЕНИЕ ДТП"

- В 2018 году в регионе произошло 95 ДТП по вине водителей - рост на 60% к 2017 году, в областном центре число таких инцидентов выросло на 81%, - доложил начальник областного ГИБДД Евгений Шаталов.

За этой цифрой (почти "удвоение ДТП"!) - и остановка в два ряда, и гонки маршруток, и опасная "шашечная" езда, когда "пазики" ухитряются подрезать даже спортивные машины.

Уже общепризнано, что все эти лихачества имеют экономические корни: зарплата водителей зависит исключительно от оплаты проезда, и погоня за пассажирским рубВ­лем побуждает фолить на дороге и отчаянно нарушать режим работы. Один из примеров от Шаталова: 1 марта нынешнего года на левом берегу ПАЗ наехал на пешехода. Да, пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Но в ходе проведенной проверки установлено, что водитель находился за рулем автобуса почти 14 часов и просто утратил способность к адекватной реакции.

ОБРАЗЦОВО-НАЗИДАТЕЛЬНЫ МАРШРУТ

Многочисленные рейды и облавы (типа операции "Автобус"), ужесточившиеся штрафы, уход с маршрутов старых желтых "газелек", похоже, желаемого результата не дали. И на круглом столе были озвучены принципиально новые подходы к борьбе с "дорожным злом".

- С 1 марта вступило в силу требование лицензирования автобусных перевозок. Отсутствие лицензирования предусматривает серьезную ответственность. В том числе за повторное нарушение - конфискацию транспортного средства, - сообщил Евгений Шаталов.

Установка видеорегистраторов в автобусах, по наблюдению главного автоинспектора региона, также снижает количество нарушений "в разы".

Руководитель городского управления транспорта Сергей Латынин напомнил, что срок исполнения действующих контрактов с перевозчиками истекает в 2020-ом году. Мэрия планирует заключать новые договоры с возросшими требованиями к безопасности.

- Мы готовим документы на проведение конкурса на один, пионерный маршрут, чтобы перевозчики поняли наши требования. В них, в частности, будет прописана материальная ответственность компаний за безопасность перевозок, - заявил Латынин.

БЕЗНАЛИЧНАЯ ПАНАЦЕЯ?

Считается, что переход на безналичную оплату поможет преодолеть дикие нравы наших перевозчиков. Но главный автоинспектор области предложил самый радикальный вариант решения проблемы:

- Муниципалитет мог бы формировать заказ на осуществление перевозок и выплачивать фиксированную сумму. А деньги от оплаты проезда будут поступать напрямую в бюджет. Перевозчику станет неважно, сколько он перевез пассажиров: на первое место выйдут соблюдение графика и безопасность.

Но владелец воронежской транспортной компании "Автолайн", депутат гордумы Дмитрий Крутских напомнил, что уже сейчас себестоимость перевозки одного пассажира на некоторых предприятиях достигает 28-39 руб. А когда появится посредник в виде городского бюджета, себестоимость проезда наверняка еще больше возрастет. Может, мол, и наступит долгожданная "прозрачность" перевозок, но цена ее может оказаться слишком высокой.

Крутских ссылался на пример МКП "Воронежпассажиртранс", где стоимость перевозки одного пассажира составляет к сегодняшнему дню 34 руб. То есть вдвое выше действующего тарифа. Экономику тянут назад и троллейбусы, транспорт по определению убыточный. А еще собственный медперсонал, парковка, мастерские - необходимая инфраструктура безопасных перевозок.

Впрочем, по словам того же Крутских, и в некоторых частных компаниях себестоимость даже без механиков и фельдшеров достигает 28-30 руб. Однако до сих пор ни один из дюжины частных перевозчиков не разорился, не ушел из бизнеса. Это говорит о таком запасе экономической прочности наших игроков, которая дает возможность для реального компромисса.