29 марта 2024

Водитель маршрутного автобуса Марина Тисленко - о необычности своей обычной работы

10.03.2019

Женщины уже более ста лет ездят на автомобилях, давно поднимают в воздух самолеты, командуют кораблями и уже полвека как летают в космос. Однако женщина за рулем маршрутного автобуса до сих пор вызывает удивление, особенно если это автобус большой вместимости. Тем интереснее будет познакомиться с Мариной Тисленко - водителем автобуса, курсирующего по маршруту N52.

ОТ ДИСПЕТЧЕРА - К ВОДИТЕЛЮ

- По маршруту "Завод им. Тельмана - Областной туберкулезный диспансер" можно доехать за час, но это - росВ­кошь. Из-за пробок путь может занять два часа, а то и больше. Приходится нагонять, иначе - не выполнишь план. Поэтому бывает, что рано утром садишься за руль, а первый раз выходишь из автобуса только вечером, - описывает свой рабочий день Марина.

- И вам нравится такая работа? - спрашиваю.

- Очень. По крайней мере, менять ее не собираюсь, может быть, даже до самой пенсии, - улыбается молодая женщина.

Водить автомобиль Марина хотела всегда. Ни мама, ни папа водительского удостоверения не имели, а вот тетя лихо водила. И маленькая Марина в восхищении наблюдала, как тетя уверенно справляется с рулем, жмет на педали.

На водителя Марина отучилась. Сначала получила категорию "В", но легковую машину смогла купить только через три года. Когда впервые посадила дочь-подростка рядом с собой, то услышала: "Я на права сдавать не буду, пусть меня возят!"

- Дочь уже взрослая и свой путь выбирает сама, - демократично говорит Марина.

Марина сначала работала диспетчером маршрута N49б, но очень хотела попробовать себя в роли водителя маршрутки, чувствовала, что это может оказаться именно ее делом.

- Появилась "Газель", а я в тот момент вдруг столкнулась с ненадежностью мужского пола и поняла, что нужно дальше двигаться самой. Отучилась на категорию "D", причем сдала досрочно, самостоятельно и с первого раза, - вспоминает Марина. - Буквально вчера я получаю новые права, а уже сегодня выхожу на маршрут - тот же, на котором работала диспетчером.

Первый день прошел легко. Это был маршрут с постоянными пассажирами, и ее знали, потому что она и сама раньше ездила здесь в качестве пассажира. Никто не удивлялся, многие подходили, поздравляли.

ДЕЛО НЕ В РАЗМЕРЕ

Затем Марина перешла на автобус большей вместимости - маршрута N90. Говорит, что особой разницы для нее не было - большой или малой вместимости городской транспорт водить. По ее убеждению, дело не в размере транспорта, а в водителе.

- Ведь кому-то и на легковой машине ездить трудно, - пожимает плечами она.

А четыре года назад Тисленко (тогда еще Березина) перешла в ПАТП-5 на маршрут N52. И тоже села на автобус большой вместимости.

- Что самое сложное в работе? - интересуюсь у Марины.

- Наверное, хамство других водителей и пассажиров, - моя собеседница задумывается на несколько секунд. - Когда двигаешься по городу, легковые автомобили подрезают автобус, не выпускают с остановок. И пассажиры теперь совсем не такие, что были еще семь лет назад, когда я начинала работать. Склочность какая-то в людях появилась. Скандалят даже не с водителем, а друг с другом, из-за ерунды. Но я-то все слышу и от этого, наверное, больше устаю, чем от работы.

"Зайцев", замечает Марина, стало больше. Взрослые, даже заходя в пустой автобус, порой пытаются спрятаться, чтобы не платить.

- Случается и бесплатно подвезти, обстоятельства разные у людей бывают, - говорит женщина-водитель. - Вот детей, которые не могут оплатить проезд, не высаживаю никогда. Я как считаю: ведь они же сами еще не зарабатывают и, если родители не дали денег на проезд, не их в этом вина. Даже если и дали им эти деньги, а они на них мороженое купили или шоколадку - что же теперь… Это же дети!

НЕ ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ

В ПАТП-5 работают две женщины-водителя. Обе - на автобусах большой вместимости.

- Жанна Волгина сейчас в декретном отпуске, недавно родила дочку, и я от всего сердца поздравляю ее с этим событием! - улыбается Марина.

Теперь она - единственная представительница "слабого" пола в коллективе мужчин-водителей. Но, по мнению Марины, нет и не может быть никакого деления на мужчин и женщин в профессии.

- На работе мы все - водители, независимо от половой принадлежности. И мужчины относятся ко мне как к равной. Вообще, главное, чтобы ты занимался любимым делом, а не то, "традиционная" для женщины у тебя профессия или нет, - убеждена Марина.

Я обращаю внимание на изящный маникюр моей собеседницы, кидаю реплику, что с такими ногтями автобус чинить не полезешь.

- От меня этого и не требуется, у нас хорошие ремонтные бригады, - объясняет Марина. - Но ногти не мешали мне и на "Газели" небольшой ремонт делать. А нынешние - память о свадьбе.

Оказывается, Марина 8 декабря 2018 года вышла замуж. И ее избранник работает в АТП-1 водителем на микроавтобусе Mercedes-Benz.

Когда мы уже прощаемся, случайно узнаю, что, возможно, 8 марта Марина Тисленко будет работать на маршруте…

КСТАТИ

Мы проехали с Мариной по ее длинному маршруту N52. Что бы ни говорили мужчины, но вождение у женщины все-таки более аккуратное - она не "рвет" автобус, не делает резких движений, плавно тормозит и соблюдает ПДД. Замечаю это не только я, но и ее пассажиры. В этом, наверное, и проявляется женственность в ее профессии.