10..12 С
Давление: 748..750 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
92.5919
100.2704
 
Последнее обсуждаемое
 

Как в Воронеже живут те, кто полностью или частично потерял зрение?

17 ноября 2017 года 17:38
 

Международный день слепых (13 ноября) - всемирная дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Стоит напомнить: около 90% информации об окружающем мире мы получаем именно через зрение. А что делать, если ты такой возможности лишен? Об адаптации незрячих людей в современном обществе - в материале корреспондента "Берега".

Никого не щадит

Ваня Чалых нередко выступает в областной специальной библиотеке для слепых им. В.Г. Короленко с творческими номерами в праздники. Мероприятие, приуроченное к Международному дню слепых, не стало исключением: Ваня подготовил для публики свои стихи. С этой библиотекой его связывает многое. Тут он учился читать, а его мама осваивала технику Брайля.

Ваня родился недоношенным, и уже в месяц ему сделали первую операцию на глазах в Санкт-Петербурге. Мама мальчика - Марина - признается, что это было очень тяжелое время для нее.

- Психологически это очень сложно принять. Но даже когда и с этим справляешься, остается немало вопросов. Никто не говорит нам, как жить, когда у ребенка слепота. Как лечить - да. А что дальше? Как его адаптировать к жизни? Как самой адаптироваться к этому? - размышляет Марина.

Первое время, по совету эксперта, питерского специалиста, который проводил мастер-класс на данную тематику, женщина покупала для сына игрушки в зоомагазине - колокольчики и звенящие шарики, рассчитанные на слух. Затем стала оборачивать игрушки в фольгу, чтобы развить остаточное зрение.

- Сейчас наш диагноз - тотальная отслойка сетчатки. Раз в год делаем операцию и проходим реабилитацию в больницах. И уже ко всему привыкли. А раньше меня сильно возмущала реакция некоторых людей, особенно женщин - на детей с нарушениями зрения. Доходило до того, что они оборачивались и тыкали в нас пальцем, - продолжает мама.

Сегодня Ваня учится в школе-интернате N3, увлекается религиозной и исторической литературой, любит настольные игры. В школе дети занимаются по специальным учебникам, поэтому Ваня читает много.

А вот пенсионер Николай Петрович, рассказывая о своем недуге, постоянно сравнивает два совершенно непохожих друг на друга периода своей жизни. Сейчас ему 68, но воспоминания о том, как он вместе с деревенскими ребятами гонял мяч во дворе и метко стрелял из рогатки, все еще свежи в его памяти. Говорит, что то время, когда в старших классах он стал резко терять зрение и уже на первой парте не видел того, что раньше читал с "камчатки" на доске, очень тяжело пережил.

- Не поверите, но я плакал. В 16 лет лишиться возможности видеть мир своими глазами - это не просто удар для мальчишки. Я тогда думал, что моя жизнь закончена, - делится Николай Петрович. - С диагнозом как-то замешкались, специалистов профильных не хватало - и вот результат, - он разводит руками. - Стопроцентная слепота.

Учиться жить пришлось заново. Семья и друзья помогали Николаю Петровичу во всем, и он преуспел: стал самостоятельно передвигаться по городу и даже готовить для себя несложные блюда.

- Сейчас я понимаю: в том, что со мной случилось, даже есть что-то особенное. Я лучше стал понимать людей и природу, мне легче воспринимать серьезные фильмы, картинка со спецэффектами не отвлекает. Единственное, что мне не по сердцу: - я не знаю, как выглядят мои дети и внуки. Но их образы я рисую в своей голове, - рассказывает пенсионер.

По последнему слову техники

Всемирная организация здравоохранения называет серьезные цифры, анализируя проблемы со зрением у населения. Причины этому самые разнообразные, формы профилактики зрения - тоже. Но пока, по мнению экспертов, в России недостаточно учреждений, которые готовы и умеют квалифицированно помогать незрячим людям полноценно жить и работать. Одно из таких - Воронежская областная специальная библиотека им. В.Г. Короленко.

- Важно, чтобы люди с нарушениями зрения полностью были обеспечены возможностями получения информации, реабилитации и адаптации, - рассказывает директор библиотеки Милена Бережная.

По словам Милены Анатольевны, все эти задачи в учреждении стараются решать, и помогают здесь современные технологии. В библиотеке имеются "говорящие" книги на дисках, флеш-картах и аудиокассетах, плоскопечатная литература, книги укрупненного шрифта и большая подборка периодических изданий, а также - книги рельефно-точечного шрифта (Брайля) и тифлографические пособия. Особая категория - книги для самых маленьких детей, которым в раннем возрасте приходится объяснять, что представляют собой те или иные предметы, виды транспорта, растения и пр. Такие пособия рассчитаны на тактильный контакт, создаются из различных тканевых материалов.

Кроме того, в учреждении работают психологи, которые помогают не только справиться с "новомодной" техникой, но и преодолеть барьеры. О проблемах адаптации незрячего человека в обществе, его возможностях быть самостоятельным в обыденных бытовых вопросах специалисты знают не только теоретически.

Например, Юлия Фадеева (зрение 7,5) сама окончила школу-интернат N3 и даже не предполагала, что жизнь занесет ее на работу в специализированную библиотеку.

- Внимания на том, что у меня тоже есть проблемы со зрением, я не акцентирую. Но людям очень важно, приходя к нам, видеть вполне реабилитированных людей. Это дает им толчок и силы для самореализации, они понимают, что ничего не потеряно, есть смысл идти дальше, - рассказывает психолог, заведующая методическим отделом Юлия Ильинична. - Человек начинает все воспринимать по-другому. Как делать те вещи, которые раньше получались на раз-два? Надо научиться задействовать другие анализаторы - не закрываться от мира, а учиться. Понимаете, этот мир удивительно прекрасен, вопрос лишь в том, как мы его воспринимаем…

Фото автора

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  2874



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"