11..13 С
Давление: 745..747 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 3 м/с
 
92.5058
98.9118
 
Последнее обсуждаемое
 

В Воронеже показывают реализм художников Комоловых

22 сентября 2016 года 22:39

Вполне допускаю, что экспозиция, размещенная в выставочном зале на Кирова - на любителя, как говорится. Реализм в чистом виде нынче не в моде, и оценивать этот факт можно по-разному. С другой стороны, найдется ли в Воронеже коренной житель, который не любил бы природу нашего края и милейший старый город - тот, которого больше нет?

Ответ очевиден, как и вывод: именно эти неброские "ценности", явившиеся в свое время объектами внимания художников Комоловых и запечатленные на их полотнах и графических листах, способны растопить сердце даже самого предубежденного скептика. А значит, обеспечить выставке успех.

Ни одной "персоналки"

Посмотреть ее, как всегда в зале на Кирова, можно бесплатно - по 27 сентября включительно. А называется выставка - проще не придумаешь: "Комоловы". Изобретать велосипед в старании подать экспозицию поэффектнее за счет вычурного названия - и впрямь никакой нужды в данном случае: эта фамилия - сама по себе знак качества, практически термин.

Старейшие воронежские мастера, которых уже нет в живых, давно заслуживали масштабной демонстрации творческого наследия каждого из супругов. Особенно с оглядкой на то обстоятельство, что Василий Кузьмич (1918-1985) и Паулина Антоновна (1916-2008) при жизни не были избалованы персональными выставками. Более того - у художницы Комоловой за долгий, девяностолетний путь вообще ни одной таковой не случилось! Поэтому хочется подчеркнуть отдельно, что реализация сегодняшнего проекта приурочена к столетию Паулины Антоновны.

Авторство этого проекта принадлежит меценату Александру Бубнову, возглавляющему благотворительный фонд "Художники Воронежа". "Комоловы" - уже шестая выставка, организованная этим фондом и посвященная старым мастерам. Помимо собственно показов, одновременно город получает шикарные тома - крупноформатные книги-каталоги выставок, содержащие, кроме фоторепродукций, тексты о художниках. Поэтому справедливо говорить о том, что фонд возрождает интерес не только к творчеству того или иного автора, но и - к его личности, его жизни, философии земного существования. Что, на мой взгляд, бесценно.

Уроки Кончаловского

На открытии выставки не раз звучало: Паулина Антоновна жила и творила как бы в тени своего мужа, талант которого был высоко оценен довольно рано. Тем не менее, ее индивидуальность - совершенно отчетлива. Да, супруги разрабатывали сходные темы, оба являлись приверженцами классического искусства, продолжали традиции русской пленэрной живописи. Но отличить работу одного мастера от другого труда не составляет; достаточно провести на выставке минут пять-десять - и уже без чтения подписи на полотне поймешь, кто его автор.

Василий Кузьмич - более, что ли, "укрупнен" в плане лирической подачи сюжета. И заостренно, вместе с тем, тонок - несмотря на крупный мазок, любовь к пастозной живописи (впрочем, этим отличались оба супруга) и местами довольно дерзкому колориту. Его эмоциональная палитра замечательно широка, тогда как Паулина Антоновна чаще сосредоточена на какой-то одной эмоции - даже когда работа панорамна. Художница рассматривает деталь трепетнее, чем ее контекст, сосредоточена на ней. Что, конечно, говорит об особенностях женского мироощущения, а никак не об изъянах мастерства; ему, между прочим, в московском институте Комолова училась у знаменитого Петра Кончаловского! Его дочь Наталья Петровна, будущая мама режиссеров Андрона и Никиты Михалковых, стала ее близкой подругой.

Счастливые люди

Выставку открыли в канун празднования 430-летия Воронежа, что символично: благодаря Комоловым зрители смогли увидеть улицы и парки, людей и дома того времени, на которое пришелся расцвет творчества художников. Вот еще не превращенная в безликое водохранилище речка Воронеж - работа, датированная 1953 годом. Есть картины и постарше - такие, как "Строительство Чернавского моста. 1950". Рядом - произведения 60-х, 70-х, 80-х; нетрудно проследить, как менялся во времени тот или иной "кусочек" города.

Кольцовский сквер с немногочисленными гуляющими, аккуратный трамвайчик, неспешно ползущий вверх по Степана Разина, площадь Ленина в середине дня, окраинный частный сектор, утопающий в зелени… Певцами деревни Комоловых тоже можно назвать без натяжки: они умели любоваться абсолютно любой местностью (как и любым лицом)! И создавали специфические документы эпохи, не иначе.

Узнавая подобные вещи по памятным приметам прошлого, хочется рассматривать их долго-долго - и процесс получается почти интимным: боишься, как бы кто ненароком не помешал, не спугнул воспоминания, оживающие здесь и сейчас.

"Я самый счастливый человек, - говорила о себе Паулина Антоновна, - так как занимаюсь своим любимым делом". Счастлив - продолжу - и тот, кто получил сегодня возможность любоваться результатами труда этого счастливого человека. Вернее, двух.

Есть мнение

"Каждого своего героя В.К.Комолов любит горячо и взволнованно, - много лет назад писал в одной из воронежских газет заслуженный деятель культуры России Юрий Поспеловский. - Эта любовь переходит на его холсты, согревая проникновенным чувством художника любой взятый им из жизни сюжет. И даже в простом пейзаже живописец стремится найти большую тему, передать гамму разнообразных чувств".

СПРАВКА

Василий КОМОЛОВ (7 апреля 1918 - 6 августа 1985) - живописец, член Союза художников России с 1938 года. Окончил декоративно-оформительское отделение Тамбовского художественного училища в 1937 году. Начал выставляться еще во время учебы. Участвовал в Великой ОтеВ­чественной войне.

После войны в 1947 году вступил в Воронежское областное товарищество "Художник", затем возглавил Воронежское отделение Союза художников РСФСР. В Воронеже прошло несколько персональных выставок художника. Работы Василия Комолова хранятся в музее им.И.Н.Крамского.

Паулина КОМОЛОВА (23 июля 1916 - 17 февраля 2008) - живописец-пейзажист, была ученицей художника Петра Кончаловского (дедушка известного режиссера Андрея Кончаловского). Родилась в селе Красное Панинского района Воронежской области. Художественное образование получила в Армавирской школе живописи и рисования, Московском текстильном институте на отделении росписи ткани, где рисунок и живопись у Паулины вел Петр Кончаловский. Жила в Новосибирске, куда уехала с первым мужем. В Воронеж вернулась в конце 1940-х годов. В 2003 году журналисты газеты "Коммуна" сделали с Паулиной Антоновной интервью, в котором художница рассказала об учебе у Кончаловского, своем детстве и поездках на этюды в воронежские села.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  3105



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"